Топ-100

AI Аукцион проводит свои 179-е торги

В этот раз начнем описание каталога с… портрета. Необычно, но того стоит. «Портрет молодого человека» Илья Ефимович Репин нарисовал в 1866 году, в период обучения в Императорской Академии художеств. Как указывает эксперт, «значительная часть графических работ Репина, дошедших до нас от этого времени, за исключением учебных рисунков, это портреты знакомых и близких, выполненные с натуры во время вечеринок или в гостях, о чем свидетельствуют авторские пометки на рисунках. Композиция, формат, трактовка образа и камерный характер… позволяют отнести данный портрет именно к этому циклу».

Единственный в каталоге натюрморт — «Букет цветов на фоне моря» Давида Давидовича Бурлюка — написан, согласно заключению эксперта, во 2-й трети ХХ века и «представляет т.н. “американский период” в творчестве художника. С 1922 года Бурлюк жил в США, где часто создавал натюрморты, отличающиеся гротескно-примитивной манерой исполнения, неожиданными сочетаниями изображаемых предметов, декоративностью, фактурностью живописной поверхности, сложной и яркой цветовой гаммой».

Ну а теперь наступила очередь пейзажей. В этот раз их много — живописных, графических, тиражных.

Открывает стринг из шести живописных пейзажей большой холст «Летний день» (1946) Ивана Семёновича Блохина — художника, чьи картины мало просто смотреть, их нужно видеть. Не поленитесь, обязательно сначала прочитайте о нем здесь, а потом взгляните на «Летний день», написанный как раз в тот период, когда «творческий стиль художника заметно меняется. В отличие от ярких и солнечных картин предыдущего периода, колористическое решение, выдержанность тонов новых произведений требуют пристального внимания.

Их надо смотреть в разное время суток, под разными углами зрения, при разном освещении, пройти мимо еще и еще раз. И тогда с волнением обнаруживаешь, что все элементы пейзажей находятся в движении, меняют краски и объем... Это скрытое от поверхностного взгляда движение воспринимается как магия» (источник: nasledie-rus.ru).

К первой половине 1940-х относится «Среднеазиатская улочка» Сергея Васильевича Герасимова — наполненный солнцем и горным воздухом небольшой картон, написанный, очевидно, в эвакуации, в Самарканде. В работе можно увидеть индивидуальные стилевые особенности манеры художника начала 1940-х — в частности, по мнению эксперта, очень типичен основной колористический аккорд, построенный на контрасте больших поверхностей желто-охристого, серо-лиловых теней и маленьких ярких пятен розово-красного и черного.

«Перед грозой» (1972) Александра Георгиевича Гуляева — нечастая пейзажная работа автора портретов и жанровых картин. Родившийся на Алтае, учившийся в Ташкенте и Самарканде, работавший в Ленинграде, Гуляев умел видеть свет и цвет, понимал и блестяще передал на картоне калейдоскоп сменяющихся предгрозовых красок природы и невероятные мерцающие цвета, в которые неверный свет, пробивающийся сквозь облака, раскрашивает всё вокруг.

В 1981 году был написан (так и хочется сказать, что по-филоновски сделан, проработан с любовью и невероятным мастерством) классический пейзаж с руинами «Царицыно» Константина Николаевича Кузнецова, участника, хоть и эпизодического, выставок группы «Двадцать московских художников». «Это не просто пейзаж “с настроением”, а сложная композиционная и образная структура, в которой причудливо переплетаются природа, культура и религиозность. В том, каким образом они сплавлены, синтезированы, звучит наследие символистов начала ХХ века. Но не только образно-поэтическое единство связывает два поколения художников: даже манера, стилистика подчас оказывается близкой. Работа дробным, раздельным мазком, своеобразное соединение графического и живописного начала, орнаментальность, декоративность поверхности сочетаются в живописи К. Кузнецова с пристальным интересом к проблеме пространства, чаще парадоксально “зашифрованного” в кажущейся плоскостной, “ковровой” поверхности картины» (источник: chekalin.net).

Пейзаж «Без названия (Композиция с фигурой)» (1980) Анатолия Степановича Слепышева наполнен воздухом. Это светлая, позитивная и интерьерная работа в узнаваемой свободной манере одного из лучших колористов другого искусства.

Кисти Арона Фроимовича Буха принадлежит пейзаж «Осень в лесу» (1998). Буйство красок и линий в нем удивительным образом создает образ тихого, успокаивающегося, освобождающегося от летних забот леса: опушка еще усыпана желтыми листьями, а из глубины уже начинает тянуть осенним холодом.

Вид сухого леса — осенних высохших листьев и пня, усеянного грибами, предстает перед зрителем в красочном рисунке цветными карандашами «Тургенев» (1996) творческого тандема Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Наш маленький (27,5 × 18,5) рисунок не станковая графика, а эскиз к большой (140 × 100) работе маслом на холсте «Тургенев “Записки охотника”» (1996) из серии «Русская литература», хранящейся в одной из московских частных коллекций.

Завершают пейзажный раздел три листа тиражной / печатной графики. Самый ранний — лист с офортом Ивана Ивановича Шишкина «Лес» из редкого альбома «Складчина» (СПб, 1874), изданного в пользу голодающих жителей Самарской губернии.

Далее идет лист ХIX из альбома «Автолитографии : Двадцать рисунков, исполненных на камне автором» (1923) одного из лучших представителей киммерийской школы, Константина Фёдоровича Богаевского — мастерски сделанная литография, очень точная в изображении мельчайших деталей природы Крыма.

Самый поздний из графических пейзажей — офорт «Бабочки» (1998) шестидесятника Вячеслава Васильевича Калинина. И это не столько пейзаж, сколько работа-размышление, посвященная красотам природы «калининской деревни» Пикалёво (об этом говорит надпись «Пикалёво» в левом нижнем углу оттиска), многолетнего места отдыха художника, куда он уезжал от забот и реальностей городской жизни

Театральная графика представлена в каталоге двумя листами.

Первый — это лист с эскизами Владимира Евграфовича Татлина к спектаклю в трех действиях «Далекий край» о жизни детей в эвакуации, поставленному в Центральном детском театре (Москва) по пьесе Е. Л. Шварца. Премьера спектакля состоялась 29 апреля 1944 года.

Второй лист — эскиз платья Татьяны Лариной для постановки оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (вариант), созданный Юрием Павловичем Анненковым в 1943 году. Эскиз предназначался к опере, поставленной Анненковым в качестве режиссера и художника в Большом зале Плейель оккупированного фашистами Парижа.

К театральному разделу примыкает и написанная в модернистском ключе большая работа маслом «Виолончелистка» (1990-е) современного узбекского художника Шакира Закирова.

Следующий графический лист в каталоге — эскиз иллюстрации Анатолия Тимофеевича Зверева к повести Гоголя «Страшная месть», сделанный в 1956 году. Под рисунком Зверев написал цитату из Гоголя: «Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы…» Как пишет эксперт, «рисунок относится к великолепному раннему циклу иллюстраций А. Т. Зверева к произведениям Н. В. Гоголя, многие из которых он знал почти дословно. Эти иллюстрации отличает виртуозность исполнения, живость и беглость линий, точность рисунка. Мастерство Зверева-рисовальщика восхищает и делает каждый подобный рисунок шедевром. Не является исключением и… иллюстрация к повести “Страшная месть” из великолепного цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”».

Раздел абстракций составили всего две работы.

Примером чистой абстракции, без какой-либо прикладной нагрузки, выступает экспрессивное масло на бумаге «Абстрактная композиция» из серии «Тюбик» (1958–1962) одного из самых ярких представителей ленинградского андеграунда, Евгения Григорьевича Михнова-Войтенко.

«Вероятность» (1994) Владимира Николаевича Немухина, выполненная в сложной смешанной технике, представляет собой прямо-таки квинтэссенцию уникального авторского стиля: тут и упрощенная геометризация форм, и сдержанный, локальный колорит, и конечно, «фирменная» немухинская карточная символика.

Тиражный фарфоровый пласт «Они глядят вниз» Ильи Иосифовича Кабакова произведен в Японии в 1999 году по рисунку 1995 года к одноименной скульптуре, установленной в 1999 в г. Нагоя (Япония).

Завершает обзор сегодняшнего каталога красивая фактурная работа «M&M-2» (2015) — печать по металлу авторства Константина Васильевича Худякова при участии Александра Анатольевича Сплошнова.

Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему. Поэтому приезжайте посмотреть на все работы собственными глазами у нас, на Гороховском, 7 (только предварительно необходимо позвонить и договориться о встрече).

23.05.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *