На аукционе русского искусства MacDougall’s 7 июня будут представлены картины таких известных художников как Василий Поленов, Кузьма Петров-Водкин, Константин Коровин, Исаак Левитан, Наталья Гончарова, Владимир Луппиан.
На сегодняшний день MacDougall’s является уникальным аукционным домом, поскольку специализируется исключительно на русском искусстве.
MacDougall’s проводит торги два раза в год в рамках Русской недели в Лондоне.
Раннее произведение Петрова-Водкина «Портрет африканского мальчика» является топ-лотом торгов. Этот шедевр был создан в 1907 году во время двухмесячной поездки художника по Алжиру и Тунису. Выразительный, несколько камерный образ ребенка был написан Петровым-Водкиным при посещении им Бискры, города на севере Алжира. Эстимейт работы - 400,000–600,000 фунтов стерлингов.
MacDougall’s включает монументальную картину Василия Поленова «Решил идти в Иерусалим» в число основных экспонатов аукциона. Работа входит в известный цикл картин «Из жизни Христа». Художник писал, что это «работа, которой я посвятил почти всю свою жизнь». Появление этой картины на арт-рынке является уникальным событием. Эстимейт работы -400,000–600,000 фунтов стерлингов.
В творчестве Константина Коровина сложно найти тему, более любимую самим художником, чем пейзажи с водой: рекой, омутом, запрудой, пло тиной или озером. Подобные работы он зачастую пишет довольно быстро, на рыбалке или на охоте, в промежутке между ожиданием кле ва или выстрелами в дичь. «Замерзший пруд» — прекрасный пример композиций такого рода.
Написанный аккуратно уложенными параллельными мазками — он зада ет динамический ритм, казалось бы, лишенному всякого действия сель скому пейзажу. Центростремительное завихрение, созданное энергией движения кисти и колористическим богатством крупных мазков, дает ощущение беспокойства и мятущейся снежной поземки. Человеческие фигуры, идущие вдоль берега, как и некие важные для цветовой компо зиции детали в глубине слева около домов, едва обозначены. Для художника живопись всегда оказывается гораздо важнее, чем предметы или даже человек. Эстимейт работы 150,000–200,000.
Еще одна картина Коровина «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» представлена на аукционе. В живом полотне чувствуется плотская осязательность лучших южных пейзажей Коровина. Свежесть восприятия натуры, свобода самовыражения, тонкость передачи световых эффектов, красота и цветовое богатство южной средиземноморской жизни рождают характерное для многих коровинских пейзажей ощущение света, радости и жажды жизни. Пустынная во время сиесты набережная, здания, словно выгоревшие на солнце, и вибрирующие зелено-голубые тени воды написаны с блестящим артистизмом. Эстимейт работы - £300,000–400,000.
Определить время создания представленной на торги композиции «Букет магнолии с рюмкой» довольно сложно. Натюрморты Гончаровой парижского периода вообще трудно поддаются датировке: в сериях холстов один и тот же мотив порой варьируется в разных стилях — от реалистической зарисовки до почти беспредметной композиции. Написанный плотными осязаемыми красками «Букет магноии с рюмкой» — более светлый и праздничный вариант композиции, с той же одинаковой «вещественностью», что и его более темный аналог с чашкой, — передает ощущение предметной формы стеклянного кувши на и стоящих в нем веток магнолии и может служить отражением общего устремления художницы к «натуре», о котором она писала: «На пути радостных изображений я могу найти еще новые комбинации форм, новые комбинации цвета... я могу также искать отвлеченные формулы, но это только отвлеченные формулы. Настоящее решение может быть только в самой жизни. Бессознательный инстинкт толкал меня в эту сторону». Эстимейт работы - £210,000–250,000
Создание картины «Весна в деревне» относится к периоду жизни Константина Коровина в усадьбе Ушаковых в деревне Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Живописная природа тех мест, душевный уют семейства философа и религиозного мыслителя Бориса Вышеславцева и его жены Натальи, ставшей героиней целой серии полотен мастера, ознаменовали собой отдельную главу творчества Коровина. Запечатленная на холсте деревянная терраса не раз воспроизводилась художником в его работах и служила фоном многочисленных пейзажей и портретов. Залитая солнцем, едва освободившаяся от снега земля, лучезарная голубизна неба и общее мажорное состояние являются своего рода отражением самой восторженной натуры Коровина, присущей ему жизнерадостности и любви к окружающей природе и людям. Эстимейт работы - £150,000–200,000.
Также на аукционе будет представлена работа Георгия Нисского "Айсберги" с эстимейтом £70,000–90,000. Интерес Георгия Нисского к северному морю, его просторам и суровой торжественной красоте связан с романтическими устремлениями послевоенного освоения советского Заполярья. Картина «Айсберги» демонстрирует характерный для художника прием, когда в композицию врывается едва заметный на первый взгляд самолет, создавая пересекающиеся разнонаправленные траектории движения, и пейзаж наполняется динамикой и чувством «современности жизни», за что неизменно ценили и награждали художника.
«Натюрморт с рыбой» написан Давидом Штеренбергом, по свидетель ству его дочери Фиалки, в 1920-е годы, когда время обучения в Академии Витти под руководством Анри Мартена и Кеса ван Донгена, бурная жизнь парижского «Улья», увлечение кубизмом и Полем Сезанном были уже позади. Стремительные зеленые и желто-красные завихрения фона изысканно написаны и предвещают живописную маэстрию серии «трав» конца 1920-х годов. Но в то же время художник не отказывается и от своих лежащих вне законов линейной перспективы авангардистских принципов взаимодействия предмета и пространства. Композиция натюрморта демонстрирует виртуозное мастерство художника, точно и естественно «вписавшего» немудреные предметы в пространство картины. Эстимейт работы - £150,000–200,000
Представленное на торги произведение является главной «филоновской» работой Владимира Луппиана, над которой он работал более тридцати лет. Луппиан был учеником Павла Филонова, преданным ему не только лично, как ученик учителю, но и «семейно»: его жена актриса Мария Сысоевна шила костюмы для знаменитой постановки «Ревизора» Игоря Терентьева по эскизам коллектива мастеров аналитического искусства, а его дочь Муза также училась у Филонова. Эстимейт картины - £200,000–300,000.
Алексей Кравченко, мастер русского фигуративного авангарда, представлен на аукционе великолепной работой «Лыжница» 1928 года. В это время художник, вернувшись из Италии и Франции, где провел ряд выставок, уже зарекомендовал себя блестящим рисовальщиком и тонким колористом. «Лыжница» - яркий пример большого дарования Кравченко-живописца. Минималистичный колорит картины замыкается на алый акцент свитера девушки, и через нежно голубой и синий цвета оживляет атмосферу морозного зимнего дня. Эстимейт работы - £80,000–120,000.
Представленная на торги картина Владимира Баранова-Россине «Кубистическая обнаженная» принадлежит к периоду творчества мастера рубежа 1910–1920-х годов, когда на смену «цветовой утопичности» его эскизов первых послереволюционных лет пришло стремление к синтезу — слиянию цветового, пластического и музыкального начала в одном произведении. Созвучные движению времени — поре футуристических устремлений, «цветодинамики» полотен Аристарха Лентулова, «скользящего» переживания цвета в лучизме Михаила Ларионова, произведения Баранова-Россине были образцами умелой адаптации художником живописных находок разных стилей, характерных для интернациональной художественной среды Парижа. Эстимейт работы - £180,000–250,000.
Исаак Левитан, самый именитый из русских пейзажистов, представлен в настоящем каталоге проникнутой элегическим настроением пастелью «Осень». Несмотря на то что Левитан известен в первую очередь как живописец, именно в его графических произведениях выразилось поистине глубокое проникновение художника в жизнь природы и способность уловить ее тончайшие изменения.
Представленная на торги работа из коллекции известного собирателя русского искусства Ивана Ивановича Тарасова — пример высочайшего мастерства Левитана в редкой для него технике, в которой в полной мере выразилось неуловимо прекрасное, щемящее очарование русской осени. Эстимейт работы - £200,000–250,000.
Идея создания композиции на тему Ялтинской конференции 1945 года посетила отцов-основателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида в начале 1980-х годов. Как вспоминал позднее Комар: «Кажется, в конце 1970-х я впервые увидел фотографию с Ялтинской конференции. Эта карточка меня околдовала. В годы холодной войны она была запрещена. Сталин не мог сидеть рядом с нашими врагами. Мы победили Германию без них и вопреки им. А тут они сидели так расслабленно, как родственники, Рузвельт — демократический президент, Сталин — кровавый диктатор и слуга монархии Черчилль. Сидели вместе и решали, как мы устроим будущий мир на ближайшие несколько лет». Эстимейт работы - £80,000–120,000.
Аукцион русского искусства MacDougall’s, Лондон 7 июня 2017, 10:30
Предаукционная выставка
26 мая, 30 мая–6 июня, 10:00–18:00
Галерея русского искусства MacDougall’s
До 12 мая 2017, понедельник–пятница, 10:00–17:00.
MacDougall Arts Ltd.
30A Charles II Street, London SW1Y 4AE, UK.