Топ-100

Известная выставка обернулась скандалом

Обычная вернисажная благость была нарушена эскападой куратора открывающейся выставки, ведь делал ее художник Александр Шабуров, известный как участник арт-группы «Синие носы». Шабуров, получив микрофон, обратился к Игорю Гладневу, министру культуры Пермского края, который пришел на торжественное открытие, и попросил уволить Елену Щербакову, директора Пермского музея современного искусства (PERMM), «за саботаж».

Без вины виноватые

Выяснилось, что в ходе подготовки сложной экспозиции, расположившейся на всех трех этажах музея и посвященной 100-летию Пермского университета («100 историй, рассказанных выпускниками пермских вузов, и 100 работ художников, так или иначе их иллюстрирующих») куратор Шабуров сталкивался со срывом сроков на всех этапах работы. Вернисаж даже перенесли на более позднее время («Мои университеты» должна была открыться 21 сентября), хотя при этом директор музея официально угрожала штрафными санкциями за срыв договора именно куратору.

Несмотря на все трудности, выставка открылась при большом стечении народа, чем и воспользовался Александр Шабуров, чтобы перевести скандал в публичную сферу. Игорь Гладнев, к которому был обращен его зажигательный спич, не растерялся, предложив куратору встретиться в более спокойной обстановке.

Пока непонятно, состоится ли эта встреча и к чему она приведет. Дело в том, что Александр Шабуров предал гласности принципиальный конфликт, тлеющий внутри PERMM несколько месяцев. Противостояние длится между директором музея Еленой Щербаковой и арт-директором Наилей Аллахвердиевой.

Конфликт зашел так далеко, что 21 сентября, вместо того чтобы открыть выставку «Мои университеты», в музее собрали наблюдательный совет. Который, с одной стороны, утвердил концепцию «Моих университетов», не найдя в ней ничего крамольного, а с другой — с помощью полномочий Министерства культуры наделил Аллахвердиеву правом подписи, что позволило сдвинуть подготовку выставки с мертвой точки.

На просьбу TANR объяснить, почему выставка не открылась вовремя, Елена Щербакова прислала в редакцию следующий письменный комментарий: «Проведение выставки с рабочим названием „100-летие Высшей школы на Урале“ было утверждено Планом выставочной деятельности КГАУ „Музей современного искусства“ на 2016 г. еще в 2015 году. Проведением переговоров с куратором выставки Шабуровым А.Е. в ноябре — декабре 2015 г. занималась арт-директор Музея Аллахвердиева Н.Б. 23 марта 2016 года с куратором Шабуровым был заключен договор на оказание услуг по первому этапу подготовки к выставке, результатом оказания услуг по договору явилась концепция выставки».

От дальнейшего общения с нашей газетой Елена Щербакова уклонилась, и ее можно понять: никто не знает, чем закончится противостояние в PERMM, конфликт внутри музейного коллектива тоже пока нарастает.

Казус Шабурова или Гельмана?

Именно с результатом всех этих внутренних трений и столкнулся куратор Шабуров: «Как я потом понял, в музее есть противостояние арт-директора и директора. Арт-директор отвечает за программу выставок. А директор, как мне объяснили, отгородилась от них юристкой, чтобы, не дай бог, за эти выставки не отвечать. Поэтому каждый чих делается по служебным запискам и таким договорам, каких я даже у Абрамовича не видел!»

Как бы то ни было, выставку открыли. Важная ее часть — тексты воспоминаний, тщательно иллюстрирующие картины, и инсталляции, так или иначе связанные с историей и культурой Пермского края. Например, здесь выставлена живопись московского художника Андрея Красулина поверх машинописных страниц романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого». Какое отношение имеет Павел Алексеевич Кукоцкий к Перми? Да просто прототипом его был пермский гинеколог Павел Алексеевич Гузиков. Обломок черепицы дворца Тумэнамгалан был привезен романистом Леонидом Юзефовичем из Монголии, а Нина Горланова, другая известная пермская писательница, показала здесь свои гуаши. Шабуров — известный мастер подобных выставок, складывающихся в результате высказываний многочисленных участников на заданную тему. Такой тип экспозиции был многократно обкатан им в своих выставках-инсталляциях, например, на фестивале «Курицынские чтения» в Екатеринбурге и на Московской биеннале современного искусства.

Все счастливо преодоленные препятствия могли бы остаться за кулисами торжества, если бы куратор не рассказал о конфликте «в прямом эфире». Дело еще и в том, что PERMM — один из последних и самых ярких остатков «империи Марата Гельмана», устроившего при Олеге Чиркунове, предыдущем пермском губернаторе, знаменитую «пермскую культурную революцию». Нынешние власти края разными способами нивелируют все, что некогда принесло городу международное культурное признание. Здание речного вокзала, переданное PERMM еще при Чиркунове, закрыто на ремонт. Музей получил временное помещение, так что судьба его неясна.

Елена Щербакова (впрочем, как и Наиля Аллахвердиева) работает в PERMM еще с гельмановских времен. Однако, видимо, установки у них разные. Игорь Гладнев, нынешний министр культуры Пермского края, известен своим неприятием наследия «пермской культурной революции», о чем не раз говорил публично (последний раз — в интервью New York Times). Местный сайт «Звезда» приводит слова Наили Аллахвердиевой: «Неоднократные заявления министра культуры Гладнева И.А. о том, что на Речном вокзале будет выставочный зал, мне кажутся очень близкими к правде. Я думаю, и музей современного искусства в министерстве культуры видится как выставочный зал, где, собственно, нет никакого современного искусства, зато есть тихая и спокойная жизнь».

14.10.2016


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *