Топ-100

Теодор Курентзис "встряхнул" Москву своим мастерством

Ему сорок пять лет, и о нём без тени иронии говорят – гений. Теодор Курентзис встряхнул Москву всего за два вечера. Вроде бы, это город, который никогда не спит, но нет – оказалось, что столица до появления Курентзиса ещё почивала после зимы. А теперь можно точно объявлять начало весны. Греческий дирижер, ставший нашим отечественным достоянием, со своим оркестром MusicAeterna дал на этой неделе в Большом зале Консерватории ночные концерты. Публика расходилась, когда метро уже было закрыто. Моцарт и Бетховен звучали в первую ночь, барочная музыка Жана-Филиппа Рамо – во вторую. Какой уж тут сон. Подробности – в репортаже Анны Галинской.

Они играют стоя, а вернее, танцуя под – такого современного – Моцарта, и рисуют портрет Наполеона, исполняя «Героическую» симфонию Бетховена. От оркестра Теодора Курентзиса всегда ждут эмоций и мощного энергетического заряда. У этого дирижера сразу десять палочек, так что воспринимают его как мага. И вот, перед самым концертом он сообщает сенсацию – нашел манускрипты Моцарта, а это значит, что концерт для скрипки будет звучать по-другому. И знают об этом пока только музыканты.

«У него была какая-то сумасшедшая идея написать одну инструментальную каденцию. Он написал её, а потом зачеркнул, думая, что это очень радикально для его времени. А мы рассмотрели с микроскопом и восстановили из копии манускрипта то, что было», – рассказал дирижер.

«И вот сейчас – сколько у нас осталось? Пятьдесят минут до концерта? Нужно придумать новую каденцию», – делится скрипач Дмитрий Синьковский.

Пока сочиняется новый переход к финалу, в зале больше, чем аншлаг. Ни одного незанятого приставного стула, ни сантиметра свободного пространства возле стены. Ночной концерт – специально для тех, кто не смотрит на часы.

С Дмитрием Синьковским Теодор Курентзис знаком лет пятнадцать, так что вместе удивлять публику они почти привыкли. Зрители на концерты, или, как говорят в отношении Курентзиса, «мистерии», приходят за полетом.

Одной ночи Курентзису оказалось мало – снова ночной концерт, снова – столпотворение, почти две тысячи человек в Большом зале Консерватории. И в программе – Рамо, а это значит, – танцы и безумства под музыку эпохи барокко.

Этого барочного веселья ждали – исполнением музыки Рамо маэстро удивлял мир в 2011 году, когда музыканты вдруг начали двигаться в такт. Жиге и чаконе – старинным танцам – их обучили перед премьерой. Тогда программа называлась «Звук и стук», сейчас – «Звук света». Зал порой погружается в полную темноту, а дирижер разворачивается к публике.

«Очень много вещей, которые мы играем, можгут показаться современной музыкой. Вы представляете, насколько он современен был для своего времени!» – говорит дирижер Теодор Курентзис.

И спустя 300 лет Рамо тоже современен. Час ночи, а консерватория не просто не спит – гудит.  

26.03.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *