Театральная эйфория возникает уже от одного перечисления этих имен, а участников олимпиады ждут не только просмотры спектаклей, но и ежедневные мастер-классы режиссеров, образовательные семинары, уникальные выставки, кинопоказы… Завершать один из самых престижных международных театральных форумов будет Питер Брук, а в самых первых строках олимпийской афиши стоит фамилия российского режиссера Валерия Фокина.
Нашу страну представляет санкт-петербургский Александринский театр, который 18 и 19 октября пригласил польскую публику в оперный театр Вроцлава на "Маскарад. Вспоминания будущего" Валерия Фокина. Это первый опыт выезда прославленного спектакля за границу (70 артистов, 360 костюмов, шесть трейлеров декораций), и это масштабное путешествие не только в пространстве, но и во времени: Валерий Фокин при постановке совершил детальную реконструкцию отдельных сцен "Маскарада" Всеволода Мейерхольда 1917 года - самого дорогого и последнего спектакля царской России. И - случай уникальный - добился от актеров специфического дореволюционного интонирования и сценического существования. В роли Евгения Арбенина в Польше увидят двух актеров: Петра Семака и Дмитрия Лысенкова, Нину исполнит Елена Вожакина, Неизвестного - Николай Мартон.
"Надо было найти, чтобы шла тонкая игра, чтобы чувствовалась культура стиха, музыкальность, и в то же время - что это все по-настоящему, - рассказывал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин "Российской газете". - Артистам было сложно. Но в абсолютно точной воспроизведенной декорации Головина, с тем же музыкальным рядом композитора Глазунова иначе было нельзя. Не получилось бы. Реконструкция, так реконструкция. Актеры тогда по-другому говорили - они вещали. А у нас все в простоте изъясняются. На сцене разговаривают иногда, как в сериалах… А там манера была совершенно другая. У Юрия Михайловича Юрьева, выдающегося артиста Александринки, например, вся партитура роли Арбенина была размечена карандашом. Где повышение, где пауза. Мы это старались воспроизвести.
Я хотел сделать спектакль максимально достоверным - по свету, по декорациям, по звуку. Как будто мы погрузились в тот театр. Впечатление странное и неожиданное: сегодня так не играют, так не ставят и так не говорят. Это те котурны, против которых мы восставали и уничтожали такую манеру много лет. Я сам принимал в этом участие. Помню, когда был молодой, в "Современнике" мы все время говорили артистам: конкретнее, говорите проще, хватит петь, не надо. Олег Николаевич Ефремов, царствие ему небесное, все время это повторял, и Галина Борисовна Волчек, и я, да мы все. И мы добились этой нормальной речи.
А была школа совершенно фантастического звучания, другой постановки голоса. По-другому мизансценировали. Такой культуры теперь нет. И не так просто было ее сегодня воспроизвести.
Но это было жутко интересно. Ощущение, что ты зашел куда-то в другой век. Нам помогали голоса прошлого. Монологи Юрьева - Арбенина. Проходил конкурс. Мне хотелось, чтобы его голос вдруг слился и был подхвачен голосом современного артиста, и перешел в живую жизнь. А между этими сценами был современный вход в материал... Самое сложное - тогда ведь не только вещали интонационно, они же все это проживали. Мейерхольд этого добивался, писал, что за яркой формой обязательно должны скрываться настоящие страсти. И когда, опять же, читаешь заметки Юрьева о роли, с одной стороны, размечена партитура, а с другой он четко, прямо по Станиславскому пишет про обстоятельства роли: что проживает Арбенин в этот момент, как он относится к Нине. Что для него эта Нина - как последний шанс в жизни измениться…"
Отметим, что в рамках Театральной олимпиады 20 и 21 октября во Вроцлаве пройдут мастер-классы Валерия Фокина, а 21 октября состоится также круглый стол с его участием "Эра Мейерхольда".