Топ-100

Борис Смелков раскроет таинственность Петербурга в стенах Эрмитажа

В здании Главного штаба открылась экспозиция Бориса Смелова, на которой представлено 20 работ фотографа из собрания Эрмитажа. Известно, что картины были переданны в дар музею коллекционером, президентом ОФК-банка Николаем Гордеевым еще в 2015 году. Смелов — единственный отечественный фотограф, удостоившийся столь пристального внимания Большого Эрмитажа: в 2009 году здесь была его большая монографическая выставка, а сейчас на три месяца открыт именной зал. 


В статье к каталогу 2009 года искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов вывел триаду больших мифов, составляющих разные ипостаси «петербургского текста» 1970–1980-х годов: Бродский, Смелов и Новиков. Величины разные, но бесспорные — через их слова, снимки, образ жизни и действий мы видим этот город.



Место Смелова в культурной мифологии и реальной истории фотографии Петербурга чрезвычайно влиятельно. Вот только надо определиться с наименованием. Несмотря на то что сам Смелов, по воспоминаниям, Ленинградом свой город никогда не называл, только Петербургом (и уж точно не Питером), его взгляд — это именно взгляд из Ленинграда. Из того города, в котором «Петербург» был не просто именем города, но определением эстетических ориентиров, культурным кодом, значимым текстом, вписать в который свое слово было целью и отрадой. Петербург Смелова, как и Петербург Бродского,— это Петербург глазами ленинградских мальчиков, смешавших воедино остатки имперской стати и гнилостный запах умирающего города. Их страница «петербургского текста», при всей нарочитой вневременности их искусства, очень хронологически точна — мерзость запустения тяжеловесных мирных десятилетий обернулась у них классическим звоном прекрасной пустоты. И абсолютными шедеврами.



Большая часть его наследия осела в частных коллекциях. Но в этой своей малости эрмитажный корпус работ очень целостный. Городской пейзаж, натюрморт, портрет. Канал Грибоедова, Фонтанка, Мойка, Летний сад, Васильевский остров. Вода, снег, туман, пустота улиц, крыши, кладбище. Люди — случайные (точильщик, уличный артист, тень согнутой напополам старухи) и неслучайные (автопортрет, портрет Тимура Новикова). Лодочка в снегу, паук на щеке Аполлона, рюмки, склянки, зеркала. Все точно, как скальпелем резанул. Все о вечности и смерти.



Сам Смелов много и с удовольствием говорил о своем и чужом искусстве, путая слушателя и плутая мыслями. Для объяснения сути явления нынешнего ему нужна была большая культура прошлого, без нее он не видел смысла искусства. Он хорошо знал себе цену и вряд ли сильно удивился бы, узнай он про выставки в Эрмитаже.

24.01.2018


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *