Топ-100

Инсталляции Александры Дементьевой представили в московском музее

Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Александры Дементьевой «10 инсталляций», которая покажет основные проекты художницы в жанре интерактивной инсталляции — с одной стороны, для того, чтобы усилить интерес к этому жанру у молодых художников и широкой публики, с другой — чтобы показать лучшее, что сделала художница за время своего творческого пути.

Главный интерес Дементьевой как художника — психология восприятия. В основе всех ее работ лежит ясно выраженная идея взаимодействия между произведением искусства и зрителем, возникающего благодаря новейшим технологическим способам создания изображения. Однако технологии — это не более, чем инструмент, наряду с кино, перформансом, живописью, с помощью которого Дементьева предлагает зрителю подумать об актуальных для современного информационного общества темах: новых механизмах поведения и культурных паттернах, границе реального и виртуального, манипулировании и контроле с помощью современных технологий и масс медиа.

Беря контекст и технологии сегодняшнего дня, Дементьева интерпретирует культурологический феномен, позаимствованный ею, как правило, в мировой литературе и кинематографе. Деменьева обращается как к классикам — среди ее «источников» Ф. М. Достоевский, Андрей Тарковский или Альфред Хичкок, — так и к более специализированным жанрам: нуар или фильмам ужасов. Из выбранного произведения Дементьева выносит на поверхность один из «вечных» вопросов — о страхе и его персональной или социальной природе («Монолит», 2010), осознанности собственных желаний и их последствий («Сталкер», 2006), границах нашего влияния на ход событий и ответственности (Drama House, 2009), — чтобы визуализировать его в своей инсталляции. Причем в непредсказуемой форме, будь то аппарат для сканирования мозга, фальш-зеркало, спиралевидные конструкции с датчиком для дыхания или цифровые гобелены. Отсутствие единого формального подхода, являющееся принципиальной позицией автора, предоставляет художнику свободу формы диалога со зрителем, являющегося одновременно и объектом исследования и отчасти создателем произведения — ведь именно зритель своими действиями и реакциями оживляет инсталляцию, тем самым невольно отвечая на запрограммированные автором вопросы. 



Выставка Александры Дементьевой «10 инсталляций» в MMOMA состоит только из интерактивных произведений, предлагающих зрителю стать полноценным участником, соавтором работы. Основная ее цель — показать сложный жанр максимально концентрировано и привлечь внимание к увлекательному, но редкому для московской сцены сегменту современного искусства.

О художнике: 
Александра Дементьева родилась в 1960 году в Mocкве, живет и работает в Брюсселе (Бельгия). С 1993 года Дементьева начала работать в области видеоарта и интерактивной инсталляции.

Дементьева является профессором Королевской академии искусств в Брюсселе, одним из учредителей Центра цифровой культуры и технологий iMAL, а также с 2008 года активным участником сообщества медиалаборатории CYLAND. Александра Дементьева участвовала в многочисленных выставках в крупнейших российских и зарубежных культурных институциях, среди которых Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Московский музей современного искусства (Россия), Centro de la Imagen (Мехико, Мексика), фестиваль File (Сан-Паулу, Бразилия), Музей искусства Нойбергера (Перчейз, США) и др.

 

17.06.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *