В Эрмитаже покажут "Петербургский модерн"

В экспозиции представлены костюмы и аксессуары в стиле модерн, живописные и фотографические портреты модниц той эпохи, предметы интерьера — все из собрания Государственного Эрмитажа. Выставка дает полное представление о «дамском мире» Петербурга на рубеже XIX–XX веков.

Наступление эпохи «модерна» в России (во Франции этот художественный стиль получил название Art Nouveau, в Англии — Modern Style, а в Германии — Jugendstil) совпало с эпохой правления Николая II. К началу XX века модерн достиг наивысшей точки своего развития как в Европе, так и в России. По замыслу этого стиля, все окружающие «человека будущего» предметы, начиная с мебели, штор и посуды и заканчивая платьем, шляпкой и веером, должны были одинаково подчиняться общим законам гармонии и красоты. Главной идеей модерна было преобразование обыденной жизни с помощью художественного творчества.

Стиль модерн традиционно связывался с мягкими, извилистыми, текучими линиями, нежной цветовой гаммой, необычными колористическими сочетаниями. И в этом смысле модерн определенно очень женственный стиль. И конечно же, он не мог не коснуться костюма — одной из главных областей жизни своей героини и музы. В моде модерн прослеживается так же явственно, как в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

На выставке в Казани представлены предметы туалета, созданные фантазией лучших модельеров Парижа, таких как Жанна Пакен, Чарльз Ворт, Поль Пуарэ, сестры Калло, а также их российскими коллегами — Августом Бризаком в Петербурге и Надеждой Ламановой в Москве. Их дополняют аксессуары — веера, зонты, шляпы, сумочки, обувь, исполненные в лучших Петербургских и Парижских мастерских. На своем примере они демонстрируют те изменения, которые претерпевала мода на протяжении трех десятилетий в общем контексте стиля, начиная с исторических реминисценций века уходящего и заканчивая революционными моделями наступающего нового столетия.

Большинство экспонатов происходят из Аничкова и Зимнего дворцов, а также из особняков князей Юсуповых и графов Шуваловых, то есть из гардеробов представителей династии Романовых (императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, а также императора Николая II) и высшей российской аристократии. Те предметы, которые было нельзя продать и невозможно носить, попали в театральные костюмерные, а частично в Музейный фонд, откуда они были впоследствии переданы в новый Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Отдельную коллекцию составляют костюмы, принадлежавшие артистке Московских театров Вере Карахан (Дженеевой) и приобретенные Эрмитажем в 1971 году.

В целом коллекция костюмов из собрания музея, насчитывающая около 200 комплектов, самая крупная в России. Каждый костюм — редкое художественное явление, отражающее не только вкусы своего владельца, но и основные стилевые тенденции времени. Благодаря кропотливому труду музейных реставраторов они и по сей день сохраняют свою первозданную красоту, позволяя по достоинству оценить высокое искусство мастериц давно ушедших эпох.

На выставке можно увидеть туалеты, которые предназначались для самых разных событий, будь это свадьба или придворный бал, летняя прогулка или прием в кругу близких друзей. Экспозицию дополняют живопись, графика, фотографии и предметы прикладного искусства. Живопись Франсуа Фламенга, Эрнста Липгарта, Жоржа Беккера и Николая Богданова-Бельского, графические работы Поля Эллё, фотографии из ателье Елены Мрозовской, не только интересны сами по себе, но и являются прекрасным иллюстративным материалом, позволяющим публике наиболее полно составить представление о внешнем облике людей, живших более века тому назад.

Представленные на выставке фотографии, выполненные в фотографических ателье Петербурга, Москвы, Киева и Владикавказа, показывают дам в туалетах, сшитых по последнему слову моды. Запечатленные на фотографиях мужчины демонстрируют умение офицеров и джентльменов с блеском носить как штатский костюм, так и военный мундир. Значительная часть представленных на выставке работ принадлежит одному из лучших петербургских ателье «Helene de Mrozovsky», открытому в конце 1893 года ученицей известного французского фотографа П. Надара Еленой Лукиничной Мрозовской (1864–1941). Ателье пользовалось популярностью среди столичной аристократии и у отечественной художественной элиты.

Интересными образцами графической продукции, исполненной в стилистике модерна, являются работы французского художника Поля Сезара Эллё (1859–1827), исполненные в технике сухой иглы. Его искусство пользовалось огромным успехом в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Особенно знамениты его утонченные и элегантные женские образы, ставшие своеобразными символами эпохи модерн.

Всего в состав выставки вошло более 200 экспонатов, часть из которых показывается впервые.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, автор текста и куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

09.10.2016
Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *