Топ-100

В Третьякове представили работы Жилинского

«Суровым стилем» называли критики манеру плеяды художников, заявивших о себе в середине 1950-х годов. Был среди них и Дмитрий Жилинский. В чем-то они правы, конечно, но суровость – это лишь одна из граней, которая в его творчестве удивительным образом сочетается с тонкостью и даже деликатностью изображения. В Третьяковской галерее открылась выставка «Дмитрий Жилинский. Ближний круг», посвященная 90-летию со дня рождения мастера. Репортаж Антона Николаева.

Картины Дмитрия Жилинского, одного из представителей искусства эпохи «оттепели», не сразу поймешь, что именно напоминают.

Кажется, где-то уже видел и этих курортников, приехавших с семьей отдохнуть на море, и этих студентов-скульпторов, пронизывающих взглядом века и тысячелетия. И дело не в том, что во многих героях узнаешь самого автора, художника Жилинского. Все эти картинки в том или ином виде многократно тиражировались в 1960-е. Это с обложек советских газет на нас смотрели герои «сурового стиля». Это там мы видели эти лица. Но если на фотографиях и в фильмах того времени они были частью общей, безликой, системы, то на картинах Жилинского они обретают свою собственную жизнь и собственную смерть. Так художник изобразил арест своего отца, о расстреле которого в 1938 году узнал спустя много лет.

«1960-е годы - это "суровый стиль". В основном художники писали о рабочих, бригадах. И на этом фоне Дмитрий Дмитриевич выставляет работу, которая называется "У моря. Семья", это что-то свое, индивидуальное и, наверное, глубоко человечное», − отмечает куратор выставки Светлана Коткина.

Герои Дмитрия Жилинского немного иконописны. Не случайно вместо масляных красок он использует темперу, а некоторые картины даже специально стилизует под иконопись. Это позволяет Жилинскому сосредоточиться на самом главном в искусстве – на человеке. Чаще всего на холсты попадают его друзья – творческая интеллигенция 1960-х. Но главные герои «Ближнего круга» − семья. Его первая жена, дети, вторая супруга Венера и родившийся у Дмитрия Жилинского уже в преклонном возрасте сын Коля.

«Самое сложное было, чтобы Коля позировал. Но мы нашли выход. Мы рассказывали всякие сказки, игрушки, мультики ставили. Он был счастлив, конечно, когда Коля родился, мы отмечали каждый месяц Колиного рождения», - вспоминает вдова Венера Жилинская.

Единственный эскиз, который выбивается из этого круга семьи, - потрет королевы Дании Маргрете II. В 1990-е годы Дмитрий Жилинский удостоился чести создать цикл парадных портретов членов датской королевской семьи. Их и сегодня можно увидеть, если посчастливится оказаться в Датском королевстве и попасть во дворец Амалиенборг.

13.04.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *