Постмодерн, или как это не назови - но тенденция современного искусства очевидна - изобретение новых концепций, способных объединить то, что, на первый взгляд, трудно уживается вместе. Так, на выставке в Москве, которая получила название «Диалог через века», рядом разместили скульптуры, выполненные из дерева, и крупномасштабные фотографии. Их авторы – два современных итальянских художника, чей фирменный стиль - классика вкупе с новыми технологиями. Репортаж Станислава Дорэ.
Фотограф Массимо Витали перед открытием выставки делится с российским коллегой профессиональными секретами. В своих работах он стремится к максимальному эффекту присутствия, погружению зрителя в сюжет, и поэтому использует большой угол захвата и высокую степень детализации. Много лет Витали как фотожурналист работал с социальной тематикой, в 1980-х от «социалки» устал, подался в кинооператоры, но не надолго – вернулся в фотографы. Отныне решил снимать только то, что ему интересно. Решение оказалось верным – «Пляжная серия», которую как раз и показывают на московской выставке, сделала автора знаменитым.
«Для меня пляж – место, где люди выглядят беззащитными, лишёнными своих защитных шкурок. Мне нравится наблюдать за ними, и среди этой человеческой мозаики находить героев, персонажей, изучать их. Я сравниваю себя с ученым, который крепит бабочек на велюр и рассматривает их», – поясняет Массимо Витали.
Скульптора Арона Деметза прославила его серия работ, созданная из дерева. Это выполненные в полный рост, идеальные в пропорциях, человеческие фигуры. Автор изготовил их, используя традиционный для северной Италии стиль резьбы по дереву, возникший в XVII веке. Эти фигуры можно назвать чем-то вроде манекенов – настолько они лишены каких-либо эмоций, выражений и жестов – их Деметз и украшает своими концепциями.
«Меня совершенно не интересуют человеческие эмоции. Меня привлекают человеческие тела. Они для меня идеальный сосуд, который я хочу наполнить своими мыслями и идеями. Например, вот эти работы затрагивают тему животного начала в человеке, а эта посвящена обновлениям, которые происходят с телом на протяжении жизни человека», – говорит скульптор.
Выставка хоть и позиционируется как проект, в котором исследуется слияние традиционных и новаторских технологий в искусстве, но всё же главной связующей нитью в творчестве обоих авторов становится человек. Правда, Витали предлагает среди множества лиц находить героев и изучать их судьбы, а Деметз – раствориться в конкретном образе героя и задуматься о коллективных проблемах и общих чертах