Прошлый год выдался суматошным для многих музеев, у которых в собрании были работы Льва Самойловича (Леона) Бакста. Россия отмечала 150-летие одного из ключевых художников «Мира искусства» и дягилевских «Русских сезонов». В этом году музеи наконец-то смогли отдышаться и подумать о себе. Вот и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства решил отдельно показать свою крупнейшую коллекцию эскизов костюмов Бакста, а также сами театральные костюмы, фотографии, открытки, фарфоровую скульптуру.
Лев БАКСТ Эскиз костюма к балету «Нарцисс». 1911
Лев БАКСТ Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн. 1908
Среди экспонатов, демонстрируемых впервые, устроители отмечают эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы», который стал первым театральным проектом Бакста. Пример другого эксклюзива — подлинный костюм куклы-японки из балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903), сшитый из шелка и расписанный рукой Бакста.
Что касается малой пластики, то речь идет, в частности, о фарфоровых статуэтках, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Кроме них, в экспозиции находится также фигурка Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, выпущенная на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде после революции.