Топ-100

Глеб Фетисов рассказал о своих достижениях

8 ноября в Москву приезжал легендарный актер и мастер боевых искусств Джеки Чан. Говорят, что это стало возможным благодаря участию бизнесмена и продюсера Глеба Фетисова. А через четыре дня Джеки Чану вручили в Лос-Анджелесе премию «Оскар» за заслуги в кинематографе. «После двухсот фильмов и стольких сломанных костей он наконец-то мой», — сказал счастливый лауреат.

Как и Джеки Чан, Глеб Фетисов стал продюсером большого международного проекта «Тайна Железной маски». Еще недавно он был известен как бизнесмен и сенатор, занимался наукой. О перемене участи он говорит так:

— Наши правоохранительные органы в течение трех лет превратили меня в созерцателя по отношению к тому, как складывается моя собственная судьба. По необъяснимым для меня, моей семьи и друзей причинам я ограничен, скажем так, в своем социальном статусе. Что остается делать? Например, создавать новую реальность. Кино — прекрасная возможность для этого.

«Определенные обстоятельства заставили меня не быть публичным человеком»

— Ваше увлечение кино наверняка родом из детства. Как еще объяснить, что взрослый серьезный человек, занятый совсем другими вещами, вдруг уходит в кино?

— В Советском Союзе было очень мало развлечений, особенно в небольших городках. В возрасте от 4 до 14 лет я жил в Новомосковске Тульской области. Моя мама вышла во второй раз замуж, и мы переехали в военный городок, население которого составляло порядка 120 тысяч человек и где было еще меньше возможностей. Но там имелся драматический театр. Репертуар был небольшой, и мы быстро пересмотрели все спектакли. Каждую неделю с мамой мы обязательно ходили в кино. Наверное, тогда меня и посетила эта любовь, с которой до сих пор не могу расстаться. Было бы больше возможностей, которые дает крупный город, — я мог бы увлечься другим видом искусства. Теперь стараюсь смотреть по нескольку фильмов в неделю.

— И все же с кино вы свою жизнь связали не так давно. Что произошло? Может быть, повлияла встреча с конкретным человеком?

— Я все-таки бизнесмен. Если с десяток фильмов имеют сборы более чем один миллиард долларов, то можно говорить об отрасли с огромными перспективами. Когда я вел бизнес в Китае, то видел, как быстро увеличилось количество экранов, которыми располагает эта страна. Почти в десять раз! С 3 тысяч до 30 с лишним. Я понял, что это сумасшедший рынок. И очень признателен Никите Михалкову, общение с которым и привело меня к активному продюсированию. Я начал этим заниматься в 2013 году. Тогда все ограничивалось бизнес-вложениями. А сейчас помимо бизнес-направления мы поддерживаем авторского кино, в котором видим интересные идеи, способствующие развитию киноискусства.

До 2014 года я участвовал в создании двух коммерческих проектов, которыми горжусь. Отечественном — «В спорте только девушки», и голливудском — «Повар на колесах» Джона Фавро. Это сценарист и режиссер блокбастеров «Железный человек» — 1 и 2, «Книга джунглей». В «Поваре на колесах» снялись Роберт Дауни-младший, Дастин Хоффман, София Вергара, Скарлетт Йоханссон. В Голливуде снимают ремейк нашего фильма «В спорте только девушки». А мы работаем над картиной «В спорте только девушки‑2. Каникулы в Мексике». Заканчиваем два голливудских проекта — «Dead Trigger» и «Treasure Hunter: Legend of the White Witch». В следующем году запустим комедию «Продакт-плейсмент» и сериал.

— То есть сфера ваших интересов — зрительское кино? Неужели не мечтаете пройти по звездной дорожке Каннского кинофестиваля?

— О чем я точно не мечтаю, так это о каннской дорожке. Даже по красной дорожке Московского международного кинофестиваля прошел бочком. Я не очень публичный человек. Вернее, так: определенные обстоятельства заставили меня не быть публичным человеком. Я занимаюсь кино, потому что мне нравится это искусство. Вы верно заметили: я хочу снимать в первую очередь коммерческое кино. Задача состоит в том, чтобы появился российский фильм, способный собрать больше 100 миллионов долларов. С таким потенциалом, которым располагают российские кинематографисты, можно выйти на более существенные цифры.

— Почему же никто до сих пор не вышел, раз есть потенциал?

— Прошел еще маленький промежуток времени. Фильмы, собравшие миллиарды, появились только в последние десять лет. Даже в Китае с его большим количеством экранов нет еще ни одного фильма, который преодолел бы планку в 500 миллионов. Хотя китайцы любят кино, и финансовая поддержка кинематографа там гораздо больше, чем в нашем государстве. Тем не менее я верю, что такого рода фильмы можно создать. Но на первом этапе это будет не чисто российское кино, а копродукция с Голливудом, европейскими странами, голливудско-китайско-российский консорциум. Пока российское кино самостоятельно не может собрать кассу больше ста миллионов. Для этого у нас мало кинотеатров. В Советском Союзе было 29 тысяч кинозалов, а сейчас — чуть больше 3 тысяч. Это ничто. Кроме того, у нас слабая защита интеллектуальной собственности. Еще до выхода в прокат совсем новый фильм появляется в Интернете. Это снижает у людей стимул идти в кинотеатр. Да и уровень жизни наших граждан не позволяет активно посещать кинозалы. Казалось бы, билеты не самые дорогие. Но если идешь с семьей, с ребенком, то этому сопутствуют дополнительные затраты. Поход в кино обходится в разы больше стоимости билетов. Есть и еще одно обстоятельство: на каком языке надо снимать кино, если мы говорим о перспективе международного проката? Скорее всего, на английском. И история должна быть универсальной. У нас все-таки самобытная культура. Глубина чувств и переживаний, трагизм нашей жизни не всегда понятны зарубежному зрителю, столетиями живущему без войны, имеющему о ней представление по художественным произведениям.

— Думаете, можно обогнать Америку по «галантерее»?

— Если мы говорим о конкуренции, которую отечественный кинематограф мог бы составить Голливуду, то надо ориентироваться на тренды, способные заинтересовать зрителя во всем мире. Нас мало что отличает от западной публики. А мы должны творить в первую очередь для зрителя. В кино существует два разных блока: коммерческого, продюсерского кино и кино авторского. Развивать и поддерживать нужно то и другое. Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», над которым мы сейчас работаем, не отобьет в прокате тех денег, которые мы в него вложим. Но обязанность успешного продюсера — вкладывать средства с прибыли в авторское кино.

19.11.2016


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *