На протяжении многих лет Иван Хруцкий писал портреты одной и той же женщины, изображая ее и маленькой девочкой, и повзрослевшей девушкой, и замужней беременной дамой, и зрелой женщиной. Эти портреты, расставленные в хронологическом порядке, образуют своеобразный жизненный цикл. При этом все они обозначены как «портреты неизвестной». В отличие от заказных портретов, эти работы написаны с особенной теплотой и симпатией, что дало исследователям повод предположить, что Хруцкий изображал на этих полотнах свою невесту, а затем и жену.
Как утверждает правнучка живописца, Хруцкий писал свою будущую невесту, когда та была еще совсем маленькой девочкой, – когда он увидел ее впервые, ей было 8 лет. Затем художник изобразил девушку в 18-летнем возрасте, а после, купив имение и построив собственный дом, Хруцкий женился на ней и продолжал писать ее портреты уже в статусе жены и матери его детей. Архивные документы подтверждают тот факт, что Анна Ксаверьевна Одровонж-Бебновская действительно была моложе художника на 12 лет, и стала его женой в 23 года.
Однако свадьба Хрукого и Бебновской состоялась в 1845 г., а портреты с изображением «неизвестной» датированы 1830-ми гг., и на них мы видим не маленькую девочку, а молодую женщину с обручальным кольцом на правой руке. Его невеста в ту пору была еще слишком юной и не могла позировать для этих портретов. Поэтому романтическая семейная легенда вряд ли имела под собой реальные основания.
Судя по тому, что художник изображал эту женщину на своих картинах неоднократно и писал ее портреты с особенной теплотой, она была для него человеком не посторонним и хорошо знакомым. Некоторые исследователи уверены в том, что любимой моделью Хруцкого была одна из его сестер. В пользу этой версии служит и композиция работ: несмотря на то, что женщины изображены с виноградом, живописец сознательно снимает традиционный вакхический подтекст любования гроздью – незнакомки даже не смотрят на грозди, их жесты сдержаны и целомудренны, а вокруг царит атмосфера радостного и умиротворенного ощущения полноты жизни, без эротического подтекста.
Приблизиться к разгадке тайны портретов неизвестной не дает и то обстоятельство, что ни одного портрета Анны Хруцкой, жены художника, не сохранилось. Сложно поверить в то, что, изображая всех членов семьи, живописец никогда не писал Анну. О ней вообще крайне мало известно – только то, что она пережила художника на несколько лет.
До сих пор в творческой биографии Ивана Хруцкого остается множество белых пятен, и современным исследователям остается только высказывать свои предположения
Источник: Культурология РФ