Творчество Луизы Буржуа нельзя охарактеризовать двумя словами. Ее работы называют энциклопедией современного искусства, ведь в них нашли свое отражение такие стилистические направления, как кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм.
О том, что вдохновляло француженку Луизу Буржуа (1911 — 2010), говорят часто и много. Не удивительно, тема почти скандальная — травмирующий детский опыт. Тревога, страх, отвращение — чувства, вызванные изменами отца с гувернанткой, о которых знала и молчала мать, художница трансформировала в фантасмагорические и при этом реалистические скульптуры.
Луиза Буржуа и Энди Уорхол
Воспоминания о прошлом всегда сопровождали Буржуа, оказывая сильное влияние на ее жизнь. Долгие годы она не могла от них избавиться, сначала это обернулось попыткой самоубийства после смерти матери, затем — участием в феминистском движении.
Фото 1:Fée Couturière, 1963; Фото 2: Janus Fleuri, 1968
Я почувствовала причастность к искусству потому, что с его помощью пыталась избежать трудных разговоров, в которых мой отец хвастался, каким хорошим и неотразимым он был. Я взяла ломоть белого хлеба, наслюнявила его и слепила фигурку своего отца. Когда она была готова, я начала отрезать конечности ножом. Я считаю это своим первым опытом в скульптуре. В тот момент мне показалось, что это то, что мне нужно: это был очень важный опыт, который точно определил мое направление.
Луиза Буржуа также занималась перформансами и хеппенингами
Путь Луизы Буржуа как художницы начался в Сорбонне, где она изучала математику, но со временем увлеклась историей искусства, познакомилась с французским художником и скульптором Фернаном Леже, посещала мастерскую Константина Бранкузи, основоположника абстрактной скульптуры.
Тотемы из серии «Персонажи»
Инсталляция из серии «Клетки»
Когда в 1938 году Луиза вышла замуж за американского искусствоведа, она была вынуждена переехать вслед за мужем в Нью-Йорк. Именно здесь в 1945 году состоялась ее первая выставка живописи и графики, которая изображала образ femme-maison (женщина-дом). Позже художница утверждала, что живописи не существует, отдавая предпочтение пластическим экспериментам.
Femme-Maison, 1994
Живописные работы Femme-Maison
Скульптуры Буржуа — беспощадные, откровенные, к ним невозможно остаться равнодушным. Художнице удавалось создавать произведения, которые непременно окружают зрителя собственной аурой, сплетая вокруг него паутину определенных эмоций и воспоминаний.
Луиза Буржуа во время работы. Скульптура Topiary, 2005
The Welcoming Hands
Самыми известными скульптурами, пожалуй, являются символические изображения отца и матери. «Разрушение отца» («Destruction of father», 1974) стало первой инсталляцией в творчестве Луизы Буржуа. Она изобразила одновременно супружеское ложе, обеденный стол и место преступления, где дети, взбунтовавшиеся против своего отца, съели его. Это хтонический образ, имеющий связь с мифологией.
Destruction of father, 1974
Луиза Буржуа
Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки — наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и переносчики болезней. Паук — заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама.
Свою мать художница представила в виде паучихи. Ее серия «Пауки», выполненная из металла, получила «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале. Кстати, свои первые скульптуры Луиза Буржуа делала из дерева, спустя время она обратилась к латексу и гипсу, которые оказались более податливыми материалами. Иногда она использовала бронзу и текстиль, а в Италии обратила свое внимание на мрамор.
Фото 1: Fillette, 1968; Фото 2: Cumul I, 1969.
The Blind Leading the Blind, 1947-49
Все, что делала Луиза Буржуа, можно назвать сублимацией. Она успешно превращала свои страхи и мрачные мысли в произведения искусства, сумев таким образом добраться до души зрителя. Сейчас работы Буржуа высоко оцениваются среди почитателей современного искусства, их можно увидеть на различных выставках, в музеях и на улицах Парижа, Лондона, Стокгольма, Вены, Нью-Йорка.