Клод Моне - художник вечно стремящийся изображать свет. Поймать его блики и запечатать в пастельных мазках. Сохранить и передать неуловимый момент, саму жизнь здесь и сейчас. Таков был творческий посыл Моне. Начиная с рисования карикатур, художник стал известным на весь мир гениальными пейзажами.
Удалось ли художнику задуманное? Можно долго судить, но время всем воздаёт по заслугам.А Вот поговорить о скверном характере гения, мы можем себе позволить.
Моне был избирателен в выборе клиентов
Ветей. К. Моне, 1879 год. | Фото: uploads0.wikiart.org.
1860-70-е годы были непростыми для художника. Его финансовое благополучие пошатнулось и Моне едва хватало на жизнь. Когда ситуация усугубилась и кредиторы постучали в дом художника, он пошел на крайние меры. Вместо того, чтобы отдать свои полотна в уплату долгов, Моне сжег дотла все свои произведения. И этим поступком продемонстрировал, что будет голодать, но не поступится своим достоянием и именем.
Интересный случай произошел, когда один не очень дальновидный посетитель поинтересовался ценой одной из картин. Мастер оценил своё творение в 50 франков. Весьма удивлённый покупатель не на шутку разгорячился и назвал творение художника мазнёй. Уходя добавил, что никто в здравом уме не отдаст такие деньги за непонятно что.
Клод Моне в своей мастерской. | Фото: img-fotki.yandex.ru.
Спустя время, когда Клод Моне стал популярным художником и его финансовое положение существенно улучшилось - нерадивый посетитель вернулся. Цена на полотна Моне с тех пор сильно выросла. А несостоявшийся покупатель решил, что "мазня" теперь неплохое вложение средств. Он предложил художнику 500 франков, а дойдя до 1000 франков начал терять всякую надежду. Моне категорично ответил, что не продаст ему картину даже за 50 000 франков.
Моне и его конфликт с дубом
Старое дерево в устье реки. К. Моне, 1889 год. | Фото: wikiart.org.
Гениального художника ослушалась природа в 1889 году. Той весной художник быв в гостях у друга Морриса Роллины. Моне заинтересовал старый дуб, что рос возле дома. Художник принялся писать картину, но ему пришлось отложить занятие. К работе он приступил лишь в мае. Когда Моне подошел к дубу, его охватила ярость. Глупое дерево "посмело" покрыться зелёной листвой.
Моне метался со стороны в сторону, проклиная мать-природу и размахивая руками. Но он был не из тех, кто мог позволить себе сдаться. Художника озарила мысль: уничтожить всю зелень на этом строптивом дереве. Моне договорился с хозяином земли, щедро заплатил ему за возможность оборвать листья. Пару дней, немного упорства и дуб лишился одеяния и достоинства. Чему Моне был запредельно счастлив.
Моне как "туча", тучи и Моне
Алиса Гошеде в саду. К. Моне, 1881 год. | Фото: viktoriyamasalab.ru.
Клод Моне терпеть не мог пасмурную погоду. Серое небо за окном могло испортить весь день гениальному художнику. В свою очередь, творец не медлил испортить его другим. В пасмурнуюпогоду он не мог работать на улице. Тучи не давали нужных световых эффектов.
Клод Моне на опушке леса. Джон Сингер Сарджент, 1885 год. | Фото: ru.wikipedia.org.
В итоге, художник вёл себе грубо, ни с кем не разговаривал и целый день мог не вставать с постели. Моне был не особо гостеприимным хозяином и, пришедших без приглашения гостей, мог выставить за дверь без объяснений.
Моне и Роден: кто же первый?
Моне и Роден в коллекции музея. Художественный музей Цюриха. | Фото: img.myswitzerland.com.
Клода Моне и Огюста Родена связывала не только дружба, но и постоянная конкуренция. Часто шуточные перепалки превращались в острые конфликты. Особого повода не требовалось. Всё сводилось к смешному: кто пройдет в дверь первым? Окружающие не всегда могли понять где шутка, а где настоящая сора, как и сами друзья.
Слева: Дорожка через сад Живерни, К. Моне. Справа: Поцелуй, О. Роден.
Но серьезные ссоры все же случались. Не обошлось без склоки и на совместной выставке Моне и Родена. Скульптор не рассчитал со временем и в спешке расставил свои работы как попало.
Моне был в ярости. Он обвинил Родена в том, что тот заслонил своими работами его картины. Скульптор не заставил себя ждать ответом, что плевал он на работы Моне. Но никакие разногласия не могли сломать дружбу двух гениев.
RussiaArtNews