Даниэль, вы выступите на сцене Мариинского театра и станете для иностранных гостей форума "гидом" по нашей музыкальной культуре. Как, на ваш взгляд, меняется Россия?
Даниэль Поллак: В последних два моих визита я был в Москве и Петербурге. Это города с бурным стилем жизни. Но я, признаюсь, испытываю ностальгию по традиционным чертам прежней России.
В рамках программы "Под эгидой форума" вы дадите концерт вместе с Валерием Гергиевым. Почему вы выбрали, скажем, военную сонату N 7 Прокофьева?
Даниэль Поллак: Я к этому произведению отношусь с особым вдохновением - впервые мне ее довелось исполнить именно в России, в Москве, на Конкурсе имени Чайковского. Причем я играл перед самим Святославом Рихтером, первым исполнителем этой сонаты. Вы только представьте себе мои эмоции.
В этом смысле, кстати, у меня есть претензия к современным композиторам. Мне кажется, они пишут звуки ради звуков, а не ради того, чтобы дать возможность людям испытать эмоции. Я не против экспериментов, напротив, уверен, что они необходимы, двери всегда должны оставаться открытыми. Время решит, что должно остаться, а что исчезнет... Но нельзя забывать, что главное в искусстве - эмоция! Художник творит исходя из своих сомнений в сущности бытия. Способен ли на это искусственный интеллект?
Школьный вопрос: насколько значима сегодня классическая музыка?
Даниэль Поллак: Знаете, однажды мне довелось выступать в тюрьме. Я это сделал для своего друга, которого, по моему мнению, посадили ошибочно. Он был отличным человеком и не мог совершить того, в чем его обвиняли. Друг попросил меня сыграть для большой группы заключенных, и я согласился. И музыка, я уверен, дала моему другу силы добиться освобождения. Это очень здорово!
А вообще, не могу вспомнить классические сочинения, которые принесли бы человечеству зло, разве что те, которые ассоциируются с ужасными событиями истории, вроде гимна нацистской Германии. Но в остальном музыка лишь помогает. Потому на Культурном форуме мне бы хотелось поговорить и о популяризации классики. Даже если человек ничего не знает о Моцарте, Бетховене, Шопене, Рахманинове - в его сердце всегда найдется то, чего не может не тронуть классическая музыка.