Кто бы что ни говорил, а размер не имеет значения. Особенно в искусстве. Пока одни скульпторы сажают в городских «огородах» целый урожай гигантских статуй, Жан-Бернар Андре (Jean–Bernard Andre) довольствуется миниатюрными диорамами. Их крошечный размер ничуть не умаляет глубокий смысл, а точность исполнения заставит позавидовать многих маститых мастеров большого формата.
Известно, что первую настоящую диораму на тему Второй мировой войны Жан создал в один из прекрасных сентябрьских дней 1979 года. Тогда для своей работы он использовал пластиковые фигурки фирмы Airfix, картонный танк и немного травяного покрытия, которое применяется для создания железнодорожных моделей. Первая диорама была посвящена Второй мировой войне и имела довольно крупный размер 1/72. Но вскоре мастер не просто решил отказаться от столь большого формата, но и вовсе ушел от темы битвы и сражений.
Молодой мастер однажды понял, что такой воинственный вид искусства не добавляет ему баллов привлекательности для противоположного пола, поэтому потихоньку ускользнул в сторону научной фантастики.
Теперь исторические темы и киношные сюжеты «подвинулись» и уступили место идеям, навеянным музыкальными предпочтениями Жана, а размер работ постепенно уменьшился с 1/72 до 1/48, а затем и вовсе сократился до 1/35. Автор создал для себя все условия, чтобы больше не чувствовать ограничений в творчестве. Но каждая белая полоса рано или поздно сменяется черной, и эта участь не миновала Жана-Бернара Андре. Несмотря на то, что настроение и качество миниатюр со временем заметно возросли, на них лежала мрачная тень беспорядочного образа жизни, который вел тогда мастер.
После долгой паузы в любимом деле, он вернулся к нему обновленным, полным идей, энтузиазма и решимости взять реванш у самого себя. Жан понимал, что не хочет посвящать работу только научно-фантастическим сюжетам или исключительно военной тематике. Свой новый творческий мир он построил вокруг общего исторического прошлого. Мастер хотел использовать те фигуры и материалы, которые можно найти в масс-маркетах, а основной целью определил полный отказ от традиционных схем моделирования.
Самую большую популярность приобрела диорама «Цусима», на которой автор изобразил крупнейшее морское сражение, предопределившее исход русско-японской войны. В этой же работе Жан-Бернар Андре попытался соблюсти сформулированные им принципы создания диорам.
"Самым важным является умение закрывать глаза на чужие произведения или общепринятые тенденции, следование которым способно превратить авторские работы в бледные копии чужих шедевров. Да и не стоит забывать о том, что диорамы – трехмерные, и их преимущество заключается в возможности рассмотреть произведение со всех сторон", - рассказал художник.