Благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» сделал щедрый вклад в рассширение коллекции галереи.
Полотно «Картина и зрители» Эрика Булатова первая из серии работ, которые должны пополнить фонд искусства ХХ–XXI веков. Торжественная церемония передачи полотна «Картина и зрители (2011–2013) проходила в зале Александра Иванова.
«Картина и зрители» — название не только картины Эрика Булатова, но и целого жанра произведений европейской живописи, изображающих отношение зрителя к искусству и имеющих такую давнюю традицию.
Эрику Булатову присущ художническо-аналитический дар, который редко наблюдается у современных художников, он посвятил себя исследованию феномена картины, некого изображения, сконструированого на плоскости. Булатов выступает как некий хирург, который с помощью слова или шрифта, проделывает невероятные манипуляции с телом картины (всем известное "Слава КПСС").
Последнее время стало ясно, что Булатов может обойтись и без букв. Сами персонажи его работ стали напоминать текстовые комментарии. В картине «Лувр. Джоконда» (2006) сама плотная толпа зрителей уподобилась кумачовой растяжке, сквозь «дырку» в которой едва видно работу Леонардо.
В «Картине и зрителях» Булатов комментирует один из важнейших для русского искусства опусов — полотно Александра Иванова «Явление Христа народу».
Александр Иванов. Явление Христа народу
Расширение собрания один из основных направлений работы галереи. Иначе музей или галерея останавливаются в развитии, теряют актуальность и интерес зрителя. Попросту костенеют, превращаясь в захоронение картин.
Директор ГТГ объясняет, что "для Третьяковской галереи, которая презентует отечественное искусство XI - XXI веков, это особенно актуально... В советские годы галерея пополнялась исключительно официальным искусством, но регулярно. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. В дикие для музейной жизни 1990-е годы системное пополнение коллекции остановилось. Это привело к тому, что в течение всех 1990-х и 2000-х самые важные художественные произведения уходили в частные собрания. А ведь на это время пришелся расцвет творчества Олега Кулика, дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и других художников. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. И именно с этими именами у сегодняшней Третьяковской галереи серьезные проблемы".
Директор ГТГ - Зельфира Трегулова
Сейчас представители Третьяковской галереи находятся на финальной стадии переговоров о передаче музею ряда важных работ русских художников второй половины ХХ — начала XXI века. Рыночная стоимость этих работ исчисляется миллионами долларов.