Портрет королевы Генриетты Марии — одна из самых блестящих поздних работ Ван Дейка. Это авторская версия картины, написанной в 1636 — 1637 годах для кардинала Франческо Барберини. Эта женщина - жена короля Карла I Английского, по общему мнению, была не самой привлекательной женщиной из-за своих выдающихся зубов. Несмотря на это, художник сумел наделить модель естественной красотой. Во время Английской революции королевская семья была изгнана из страны, а сам Карл казнён. Узнав об этом, Генриетта Мария на всю оставшуюся жизнь надела простое чёрное платье. В Англию она вернулась лишь после Реставрации, когда на трон сел её сын Карл II.
Образ королевы работы Ван Дейка был куплен во второй половине XVIII века 2-м графом Уориком (1746 — 1816), страстным коллекционером портретов. Этот аристократ георгианской эпохи в конечном итоге обанкротился, потратив порядка 100 тыс. фунтов стерлингов на приведение в порядок своего старинного замка внутри и снаружи. Судя по всему, коллекционер не удовлетворился тем, что королева была написана лишь в три четверти, и решил сделать портрет полноразмерным. Для этого он, якобы, обратился ни к кому иному, как к первому президенту Королевской академии живописи сэру Джошуа Рейнольдсу. Тот добавил фрагменты с ярко-зелёным занавесом, классической колонной и скатертью глубокого красного цвета.
«С тех пор, как картина была вынесена из безопасных стен каменного замка, все свидетельства её исторической связи с Уориком исчезли. Желание выявить оригинальное намерение Ван Дейка понятно, но эти последующие дополнения (возможно, сделанные Рейнольдсом) были неотъемлемой частью истории полотна и его связи с Уорикским замком. В конце концов, картина была полноформатной дольше, чем оригинальной», — пишет в своём блоге британский искусствовед Адам Бусякевич.
Впрочем, это не первый случай, когда Джошуа Рейнольдса подозревают в редактировании произведений предшественников. В 2015 году учёные выяснили, что значительная часть полотна Рембрандта «Сусанна и старцы» (1647) была перекрашена в XVIII веке. Некоторые фрагменты были просто смыты растворителем и прописаны заново в более модных тогда светлых тонах. Изменения относятся к тому времени, когда картиной владел президент Королевской академии живописи.