Главное управление Министерства юстиции по Санкт-Петербургу подало в Октябрьский районный суд иск против Санкт-Петербургского союза художников. Один из его пунктов — требование закрыть союз.
Основанием для иска стали результаты проверки, проведенной Минюстом РФ весной этого года. По ее итогам проверяющие обнаружили многочисленные нарушения. Среди них, как установили члены комиссии, — использование государственного имущества в коммерческих целях, нарушение сферы деятельности и многое другое. Эти нарушения, по мнению блюстителей закона, настолько серьезны, что совершившую их организацию требуется ликвидировать.
На официальном сайте Санкт-Петербургского союза художников нет никакой информации об этих драматических событиях, только анонсы выставок. Нынешнее руководство Союза художников (после ушедшего из жизни в прошлом году народного художника РФ, члена-корреспондента Академии художеств Альберта Чаркина на этом посту сменилось два председателя) тоже уверено, что для серьезного беспокойства нет оснований.
«Это была плановая проверка Минюстом разных организаций, — рассказал TANR Андрей Базанов, недавно избранный председатель правления Союза художников. — Нашли несоответствия нашего устава той деятельности, которую мы вели в последние годы, и вообще у ведомства накопилось много вопросов. Наши возражения Минюст не принял и подал иск в Октябрьский районный суд о ликвидации Союза художников. На самом деле это обычная ситуация, юристы работают, исправляем свои внутренние ошибки, работаем над уставом. Работа идет в штатном режиме».
Как считает Андрей Базанов, главные претензии Минюста в том, что Санкт-Петербургский союз художников — региональная организация, которая имеет право действовать только в пределах своего региона (Санкт-Петербург и Ленинградская область). А на самом деле члены старейшего российского объединения художников участвуют практически во всех общероссийских проектах по всей стране — в Москве, Архангельске, других городах и регионах. Как заверяет Базанов, свои средства петербургские художники на это не тратят, так как приглашающая сторона берет на себя все расходы. Хотя командировочные питерским участникам этих проектов шли из бюджета регионального союза художников.
Но, похоже, реальные проблемы организации куда серьезнее, ведь ее устав не менялся более 20 лет, с 1997 года. То есть Санкт-Петербургский союз художников живет по давно устаревшему уставу. И огрехов за эти десятилетия организация вполне могла накопить на судебное решение о ликвидации.
Санкт-Петербургский союз художников занимает дом 38 на Большой Морской, известный с 1877 года как здание, принадлежавшее Императорскому обществу поощрения художеств, основанному еще в 1820 году. Его стипендиатами в разные годы были Карл Брюллов, Александр Иванов, Петр Клодт, Тарас Шевченко, многие другие выдающиеся художники. С 1917 года Императорское общество поощрения художеств преобразовали во Всероссийское, которое функционировало здесь до 1932 года. Тогда же была создана новая структура — Союз художников, первым секретарем его был назначен Кузьма Петров-Водкин. Здание на Большой Морской и тогда, и после распада СССР остается за Союзом художников.
«Уверен, что никому не нужно уничтожение нашего союза, организации с такими историческими корнями! — не сомневается Андрей Базанов. — Это же вызовет социальный взрыв! Но закон есть закон, и мы должны исправиться, нужно исправить устав, над чем мы сейчас упорно работаем».
Даты предстоящих судебных заседаний пока неизвестны, TANR будет следить за развитием событий.