«На черном рынке продажа предметов искусства по востребованности, конечно, проигрывает торговле наркотиками, оружием и сексуальными услугами. Тем не менее, кража музейных экспонатов или культурных ценностей из частных коллекций с целью их последующей реализации давно стала элементом четко отлаженного и прибыльного бизнеса. Оборот одного только американского подпольного арт-рынка специалисты оценивают в $6 млрд», — пишет Forbes во вступительной статье к рейтингу десяти самых дорогих похищенных произведений искусства. Судьба их на сегодня остается неизвестной.
Полотно мастера Возрождения принадлежало знатному польскому роду Чарторыйских, и было конфисковано нацистами в 1939 году. Незадолго до окончания Второй мировой войны картина попала в руки генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка.
В ходе допросов накануне Нюрнбергского процесса он перечислил места, где проигравшая сторона прятала украденную живопись, но шедевра Рафаэля там не оказалось. На след портрета удалось напасть лишь в 2012 году: сообщалось, что он якобы находится в банковском хранилище на территории то ли США, то ли Европы.
Хищение картины произошло в 2010 году в каирском Музее Мухаммеда Махмуда Халиля, который должен был закрыться на ремонт.
В надежде перехватить картину спецслужбы блокировали аэропорты, вокзалы, причалы, но все усилия оказались тщетными. В 2012 году британские эксперты сделали сенсационное заявление о том, что настоящие «Маки» были похищены из музея еще в 1977 году и воры рисковали свободой ради подделки.
Оригинал же сначала находился в распоряжении некоего египетского чиновника, а позже был выгодно продан за границу. Однозначно подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут по сей день.
Картина пропала во время ограбления века в 2010 году во Франции. Похититель проник в Парижский музей современного искусства, взломав оконную решетку. Не торопясь, он вытащил из рам пять картин Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоржа Брака, Амедео Модильяни и Фернана Леже. Судя по записям с камер, преступник вел себя спокойно, словно был уверен, что его не поймают. Когда спустя полтора года поймали и его, и заказчика, последний признался, что, почувствовав слежку, запаниковал и уничтожил все полотна, включая картину Пикассо.
Картина исчезла из часовни Сан Лоренцо в Палермо в 1969 году. Главными подозреваемыми в краже считались представители сицилийской мафии, но спецслужбам долгое время не удавалось отыскать ни заказчиков, ни исполнителей, ни саму картину.
В 2009 году киллер Гаспаре Спатуцца на суде рассказал о том, что картину держали в сарае на ферме семьи Пуллара. Мафиози не посчитали нужным позаботиться о полотне, и его обглодали крысы и свиньи. Поняв, что поврежденный холст продать не удастся, его сожгли.
Картину выкрали из Эшмоловского музея искусства и археологии в Оксфорде в 1999 году. Пока вся страна запускала фейерверки, пила шампанское и отсчитывала секунды до наступления миллениума, вор незамеченным пробрался в зал, где были представлены полотна импрессионистов, и унес одно из самых ценных.
Скульптуру Генри Мура выкрали трое неизвестных из его поместья в 2005 году. Скульптуру за считанные минуты подняли в кузов грузовика с помощью лебедки — прямо под камерами наружного наблюдения. После нескольких лет безуспешных поисков полиция пришла к выводу, что «Лежащая фигура» была переплавлена.
Скрипку, работы Страдивари, известной австрийской скрипачки Эрики Морини похители в 1995 году из ее нью-йоркской квартиры. Женщина, которой к тому времени уже перевалило за 90 лет, находилась в больнице в тяжелом состоянии. Поскольку следов взлома в квартире обнаружено не было, полиция полагает, что ответственность за кражу, вероятнее всего, лежит на плечах человека, вхожего в семью скрипачки.
Картина Огюста Ренуара Мадлен с цветами в волосах, опирающаяся на локоть, стоимостью около $1 млн, досталась грабителю просто по стечению обстоятельств. 8 сентября 2011 года вооруженный мужчина ворвался в богатый дом на западе Хьюстона в штате Техас и, угрожая пистолетом, потребовал выложить на стол деньги и драгоценности. Перепуганный хозяин нашел в себе силы только на то, чтобы указать на висевшую на стене картину и назвать ее примерную стоимость.
Полиция уверена, что тайно сбыть столь ценный предмет искусства у рядового вора не получится.
Вряд ли голландский портретист Франц ван Мирис Старший предполагал, что его склонность писать картины маленького формата в дальнейшем будет на руку грабителям. Сотрудники Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии, откуда в 2007 году пропал автопортрет ван Мириса, предполагают, что на преступление вора вдохновили именно небольшие размеры полотна — всего 20 на 16 сантиметров. Более того, специалисты склонны считать кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда — и тут же осуществил задуманное. При этом в его цели вряд ли входила перепродажа, а значит, найти картину, скорее всего, уже не удастся, и она впредь будет украшать стену самой обычной квартиры или дома.
Идея сохранения национального культурного наследия крайне популярна среди жителей Туманного Альбиона. Тем не менее украденные предприимчивыми британцами статуи с завидной регулярностью попадают в местные пункты приема металлолома. Причем речь идет не только о безликих уличных украшениях, но и о работах признанных мастеров.
По статистике, преступления такого характера ежегодно приносят государству ущерб в размере £700 000. В 2011 году лондонская полиция сообщила о том, что в Скотланд-Ярде появится специальное подразделение по борьбе с хищениями металлических предметов. Угроза не подействовала: на следующий же день выяснилось, что из Далвич-парка исчезла скульптура Барбары Хэпуорт «Две формы». Надежда на ее возвращение невелика.