Frank Ocean «Blonde»
Один из самых ожидаемых альбомов года — второй диск звезды современного соула, неврастеничного Фрэнка Оушена. Сроки выхода пластинки многократно откладывались, в августе Оушен запустил у себя на сайте загадочную трансляцию из какой-то мастерской, которая в итоге оказалась визуальным сопровождением альбома «Endless» — сборника набросков и не вошедших в «Blonde» номеров. Что же до самой пластинки, то она вызвала у критиков и меломанов очень разную реакцию. Три года назад Фрэнк выпустил «Channel Orange» — блестящий R'n'B-альбом, признанный моментальной классикой. На новой пластинке от него ждали всего того же, только изобретательнее и мощнее, и эти ожидания певец не оправдал. «Blonde» — это набор очень кропотливо сочиненных, но минималистичных по составу инструментов номеров — местами здесь вообще нет бита, а основным музыкальным двигателем стала неочевидная для поклонников урбанистической музыки гитара. Этот альбом требует внимательного и многократного прослушивания, но точно вознаградит за потраченное время. Всего за несколько лет Фрэнк очень повзрослел как певец и композитор, а «Blonde» — манифест его нежелания играть на поле томного эротизма в духе Weeknd и других героев «нового R'n'B». Это неожиданно зрелая для 28-летнего музыканта работа, наполненная хрупкими мелодиями и подробным самокопанием, тщательно спродюсированная и располагающая к изучению нюансов. Для самых упорных пластинка сопровождается еще и журналом, куда, среди прочего, вошла поэма Канье Уэста про еду из «Макдоналдса». Если же вернуться к Оушену, то с пресловутым синдромом второго альбома он справился с блеском, тем интереснее, что он будет делать дальше
Prophets of Rage «The Party's Over»
Группа Rage Against The Machine была одной из последних настоящих рок-групп — мощной, громкой и опасной — в лучшем смысле этого слова. В конце 1990-х и начале нулевых квартет под руководством гитариста Тома Морелло и вокалиста Зака де ла Роши довел до точки кипения классические риффы Led Zeppelin, обнажив их шаманскую основу, а в текстах призывал раскачать этот мир, обличал американское правительство и ратовал за признание геноцида индейского народа. В начале тысячелетия история группы прервалась — 11 сентября доказало, что Морелло не вполне готов отвечать за свои слова перед родственниками погибших в башнях-близнецах, а Зак в связи с этим распустил группу как дискредитировавшую идеалы революции. На рубеже нулевых и десятых группа вновь возобновила деятельность, польстившись на высокий гонорар, но новых записей фанаты дождались лишь после очередного ухода де ла Роши в свободное плавание. Prophets of Rage — это музыканты RATM плюс два заслуженных рэпера — Би Рил из Cypress Hill и Чак Ди из Public Enemy. Появление коллектива музыканты мотивируют необходимостью участия в предвыборной агитации, чем с успехом и занимаются в нынешнем туре под девизом «Make America Rage Again». Первый релиз супергруппы включил в себя две новые песни — «Prophets of Rage» и «Party's Over», а также три концертных трека. Неизвестно, состоится ли у коллектива полноформатный альбом, но звучат «пророки» все так же убедительно и мощно, как материнская группа, и это не может не радовать. Разве что индейский шаманизм, который пропагандировал де ла Роша, сменился лобовой атакой двух эмси с городских окраин.
De La Soul «And The Anonymous Nobody»
В следующем году нью-йоркское хип-хоп-трио De La Soul отметит 30-летие, а «And The Anonymous Nobody» — их первый релиз в полном составе за 12 лет и уже поэтому заслуживает пристального внимания. В 1990-х группа вместе с коллегами вроде A Tribe Called Quest расширила границы жанра, приложив руку к развитию «сознательного» (conscious), альтернативного хип-хопа и джаз-рэпа. Статус заслуженных деятелей искусства не располагает к резким телодвижениям, и на новом альбоме De La Soul никому ничего не пытаются доказать, не стремятся привлечь новых поклонников, но убедительно показывают, что со счетов их списывать тоже рановато. Это меланхоличный, почти ленивый джаз-рэп, в котором слова с идеальной точностью отскакивают от битов. Это «старая школа», которая не гонится за новизной, но список коллабораторов на пластинке убедительно доказывает, что трио все делает правильно. Разумеется, не обошлось без Дэймона Албарна («Here In After»), которому De La Soul в свое время помогли сделать хит Gorillaz «Feel Good Inc.», но есть здесь и соул-крунер Ашер («Greyhounds»), а экс-лидер Дэвид Бирн запевает в «Snoopies». Молодым адептам стиля эта пластинка, скорее всего, покажется скучноватой — много слов, средний темп, но тем, кто действительно интересуется хип-хопом, для ознакомления она просто необходима, как любая работа живых классиков.
New Model Army «Winter»
В 1980-х, когда британская постпанк-группа New Model Army набирала популярность, их поспешно объявили новыми The Clash — за повышенную озабоченность общественно-политическим дискурсом и общую боевитость. Позднее ведомые бессменным лидером Джастином Салливаном музыканты пару раз сменили вектор развития, поиграли фолк-рок и вот теперь вернулись к корням — строгому и угрожащему року, который звучит как нечто среднее между самыми лютыми проявлениями Ника Кейва и The Bad Seeds и произведениями земляков New Model Army из Killing Joke. Альбом под названием «Winter» самым издевательским образом вышел в последние дни лета, но функцию, заявленную в названии, выполняет. Тем, кто сильно переживает из-за ранних закатов и похолоданий, эти песни с легкостью напоминают, что зима — это не только тоска, темнота и холод, но и увлекательные (хоть и опасные) путешествия через буран, и радость разгорающегося среди лютой метели открытого пламени — как в самой энергичной песни диска «Burn The Castle».
Vince Staples «Prima Donna»
23-летний Винс Стейплс всего год назад выпустил первый полноформатный альбом, но уже ходит в первых звездах хип-хопа, а оказаться на вершите ему помешал разве что шедевр Кендрика Ламара «To Pimp A Butterfly». В отличие от последнего, Стейплс представляет темную сторону хип-хопа. Он мрачный настолько, насколько мрачными умеют быть двадцатилетние, но при этом Винс очень внимательно относится к музыкальному сопровождению своих непростых, абсолютно реальных историй. Новый мини-альбом состоит из шести песен и вступительной интерлюдии, которая прерывается бьющим по ушам выстрелом, но идей здесь — на полноценную пластинку. Есть здесь, например, гимн разгневанной черной Америки «War Ready» с битом, сочиненным еще одним героем нынешнего года — британским дабстеп-бардом Джеймсом Блейком, который недавно выпустил альбом «The Colour of Anything» и имеет явные амбиции нового Питера Гэбриела. Есть также заглавный дуэт со Асапом Роки и многое другое. Причем краткость альбома идет ему только на пользу — можно легко обнаружить, что уже несколько часов в наушниках играют именно эти песни, крайне гармонирующие с собирающимися в сентябрьском небе тучами.