В иконописно-реставрационных мастерских монастыря приводят в порядок лики из Свято-Троицкого собора. А также заканчивают оформление убранства для воссозданного исторического храма - церкви святого благоверного князя Феодора Новгородского. Ее реконструкция длилась почти 10 лет.
Еще несколько часов назад Феодоровская икона Божией Матери висела в храме, а теперь находится под пристальным оком старшего реставратора Александро-Невской лавры Татьяны Моргуновой. С этим ликом мастер работает впервые. По ее оценке консервация не нужна - икона в хорошем состоянии. Надо только снять старый потемневший слой олифы. Но так бывает далеко не всегда, поэтому на вооружении у реставраторов, которые сами себя сравнивают с врачами, целый набор медицинских инструментов.
«У меня хирургический скальпель в руках. Мы работаем шприцами, делаем инъекции в иконы спиртом, инъекции осетровым клеем в места поднятия», - рассказала реставратор Татьяна Моргунова.
Феодоровская церковь еще не освящена. Территориально находится в юго-восточном углу монастырских построек Александро-Невской Лавры. Здание возвели по проекту Трезини. Оно включает в себя сразу два храма: нижний и верхний. Церковь располагается как раз на втором этаже. Название ей дали в честь старшего брата князя Александра Невского Феодора Новгородского.
Почти век храм не был храмом. На нижнем этаже располагались столярные и слесарные мастерские. В советские годы в здании располагалось общежитие для рабочих. Когда начались реставрационные работы, со стен стали снимать сантехнику и трубы, под слоем зеленой масляной краски оказалась живопись.
Реставраторы специально свежий рисунок сделали практически монохромным, чтобы он не конкурировал с сохранившейся вековой росписью. Но если живопись на стенах удалось восстановить, то лепнину и иконостас пришлось полностью делать заново.
«Позолота не должна отвлекать от основного. Основное в иконостасе - живопись, иконопись. Не должно золото перебивать живопись», − отметил позолотчик монах Анания.
В верхней церкви Феодора Новгородского работы закончены, в нижней - они еще идут.
«Мы очень аккуратно стараемся это дело упорядочить, положить на свои места всякий фрагмент, всякий обломок, найти ему место. Восстановить убранство храма и тот порядок, который был устроен отцами церкви: кто, где, на каком месте погребен», - рассказывает заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко.
Век назад в нижнем храме было порядка 160 захоронений, до наших дней сохранились только 40. Поверх надгробных плит появятся толстые защитные стекла. Стены украсят иконы, которые еще предстоит отреставрировать мастерам Александро-Невской Лавры.