В конкурсной программе фестиваля "Золотая маска" в один вечер представили два претендующих на премию одноактных балета. Первый - "На кончиках пальцев" - проект Вологодского театра, который всего три года назад создал молодой хореограф Илья Оши. Вторая постановка - петербурженки Таи Савиной - "3Т". Она уже была отмечена на профессиональных смотрах: в минувшем сезоне стала сенсацией фестиваля Russian Look. Оба спектакля объединяет не только нетривиальный взгляд авторов на современный танец, но и невероятная эмоциональность. Репортаж Елены Ворошиловой.
У Ильи Оши диплом архитектора и амбиции хореографа. Он не проектировал дома, но настойчиво создавал danсе-story. Понимал, что эксперимент, как и поиск, никогда не знаешь, чем закончится. Этот заметили. После премьеры в Череповце и показа в Костроме на фестивале "Диверсия", номинировали на "Золотую маску".
Илья Оши и Елизавета Андреева не побоялись максимально обнажить себя. Мужчина и женщина в поисках любви, как будто сошедшие со старой фотографии, совершают путешествие в прошлое. Исследуют чувства с помощью современной пластики. Любовь, горечь, разочарование - и все это на кончиках пальцев.
"Для меня мотором является дух места, и фотография является вдохновением", - рассказывает хореограф Илья Оши.
Их конкуренты "3Т" - из Петербурга. Собирая друзей на перформанс, Тая Савина не думала, не гадала, что их заметят эксперты "Золотой маски". Премьеру давали в музее. Были рады бесплатной площадке и хоть кому-то показать свою работу.
Фигура танцовщицы сливается с белым ватманом. Тем контрастнее выглядит контур черной гуашью. Художник Таисия Забелина в реальном времени рисует человека, Луну, дерево, цветы. В то время, как ее тезка - танцовщица Тая Савина - двигается в стиле буто. И все это под электронную музыку, рожденную здесь и сейчас.
"Спектакль атмосферный, у людей рождаются свои образы, ни у кого не было тех образов, которые я использовала", - говорит хореограф Тая Савина.
Здесь нет подсказок. У каждого свои ассоциации. Абстрактное название. Рисуют руками и ногами. Музыка задает ритм. Не стоит искать особых смыслов, любопытно наблюдать, как сливаются медитативный танец с цветом.
"Ритма нет совершенно, свободно хожу по бумаге. Как чувствую, так и рисую", - отмечает художник Таисия Забелина.
Тая Савина отказалась от стабильности бухгалтерской жизни в пользу творчества. И это тоже эксперимент, как и ее танцевальные перформансы, претендующие на "Золотую маску".