Топ-100

Жюри "Золотой маски" обвинили в предвзятости

В отличие от ушедшего календарного года, театральный – в самом разгаре! Подводить его итоги можно лишь условно. Традиционно лучших называет «Золотая маска». Но в этом году Национальную премию обвинили в предвзятости, что привело к смене экспертного совета и жюри. Церемония вручения «Золотой маски» пройдёт в апреле. А о главных событиях, которые произошли в мире театра в минувшем году – в репортаже Валерии Кудрявцевой.

Прошедший год прошел под знаком высокой классики. Пожалуй, интереснее других работали мэтры российского театра. Выдали спектакли, требующие от зрителя работы и осмысления. Новую премьеру от Римаса Туминаса с замиранием сердца ждали все театралы – он и на этот раз не подвел: летом поставил «Царя Эдипа» в Афинах, осенью повторил работу на сцене Вахтанговского. В зале аншлаги.

Гамлет Додина, где Офелию – она же Лаэрт - сыграла Лиза Боярская – новый взгляд на цену победы. «Русский роман» Миндаугаса Карбуаскиса - история знаменитого писателя Льва Толстого, в основе - пьеса литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса. Невероятно объемная роль Евгении Симоновой как жены писателя.

Валерий Фокин не только с помпой отметил 260-летие Александринки, но и в очередной раз покорил заморские горизонты - создал «Крокодила» на экспорт - превратил малоизвестный рассказ Достоевского в зрелищное и философское одновременно, с прекрасной сценографией действо – на сцене Национального театра Будапешта.

Из остромодного в этом сезоне – иммерсивный театр – американская игрушка, захватившая умы даже искушенных театралов. «Черный русский» и «Вернувшиеся» – яркие представители жанра. Удовольствие многомерное. Действо сразу в нескольких пространствах, зритель – участник, запахи и звуки – все в одном флаконе.

«Я не вижу в этом ничего плохого. Другое дело, мне кажется, что этот театр не должен заменить собою театр традиционный, качественный, хороший…», - считает театральный критик Григорий Заславский.

В списке курьезов этого года – ситуация с успешным Константином Богомоловым. Его «Князь» в «Ленкоме» был снят через полгода после премьеры - «из-за большого числа спектаклей в афише и низкой посещаемости». Тем временем Марк Захаров представил собственную работу на злобу дня – «День опричника» по произведением Владимира Сорокина.

А следом - Ассоциация театральных критиков России, оглашая свои предпочтения за год, назвала «Князя» – спектаклем года. Такой вот парадокс. Еще из неожиданного – Студию театрального искусства Сергея Женовача больше не смогли финансировать спонсоры. С Нового года это - федеральный театр.

Кроме того, в столице появилось несколько новых театральных площадок, сулящих открытия и эксперименты. Долгожданная Новая сцена Театра Олега Табакова на Сухаревской. Новое экспериментальное пространство Театра Наций. Малый театр вернулся в родное историческое здание после 3 лет реставрации. Чем и как будут наполнятся площадки – старые и новые – во многом будет зависеть от реформы, которую готовит государство, обещая отныне поддержать только успешные театры. Критерии? Успех и полные залы.

«Я всегда на это привожу пример – город Цюрих и великого европейского режиссера Кристофера Марталлера. Он руководил цюрихским театром. И вот собралась коммуна, и подвели итог: посещаемость – 34 %. У Морталлера – все европейские театральные премии, какие только можно. И уволили», - делится Григорий Заславский.

Заметная тенденция театрального процесса в целом - зримая дискуссия между театром и обществом. Катализатором стало резонансное выступление Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей, в котором он заявил о цензуре. Тема оказалась столь животрепещущей, что продолжилась на заседании Госсовета по культуре, которое прошло в Петербурге. После чего снова выступила Ассоциация театральных критиков, назвала Райкина «Человеком года» «за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества».

«Такого скандального, такого нервного, такого взрывного года, когда никогда не знаешь, на какую минуту взорвется очередная ракета, бомба или еще что-нибудь, давно не было, - отмечает театральный критик Ольга Егошина. - Я никого не призываю выходить из театра, громко хлопая дверьми, потому что надо понимать, что тебя это страшно возмущает, а рядом сидит человек и получает от этого кайф. Но готовым к этому тоже надо быть».

Театр – «государство – общество». Очевидно, что этот треугольник и в следующем году будет снова на пике внимания. Новогодние праздники – как короткий антракт между действиями. Все, как в настоящем театре.

09.01.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *
Саша
10.01.2017
Хотелось бы попасть на "Золотую маску"