Столетие двух революций - Февральской и Октябрьской - менее всего обещает спокойные "датские" выставки, приуроченные к очередному юбилею. "Некто 1917" больше похож на трикстера, чем на солидного господина, и новорожденному "2017" придется разбираться с его наследием, открещиваясь от роли наследника революций.
"Некто 1917" - так называется проект, в котором Третьяковская галерея обещает предложить новый взгляд на революцию и искусство, устроив в своих залах на Крымском валу встречу "мифотворцев, воспевавших крестьянство как носителя национального идеала" и "утопистов-беспредметников". Иначе говоря, встречу мифа и утопии, у которых, на первый взгляд, ничего общего. Понятно, что деление условно. В первую команду включили таких разных художников, как Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова. А во вторую - кроме ожидаемых Казимира Малевича, Ольги Розановой, Любови Поповой, также Василия Кандинского, Александра Родченко, Павла Филонова, Ивана Клюна, тоже вряд ли сводимых к единому знаменателю. Самая большая интрига этого проекта, разумеется, кураторская концепция. Такого рода проект не может не быть авторским, но показательно, что пока имена кураторов не названы.
Свой исследовательский проект готовит Московский музей современного искусства. Пять кураторов (Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Алексей Петухов, Мария Силина, Надя Плунгян) объединились, чтобы взглянуть на отечественное искусство 1910-1970-х годов через призму истории модернизма. 1917 год в этой версии не выглядит ключевой датой. Результатом проекта, который делается на материале коллекции Романа Бабичева, должна стать выставка "Модернизм без манифеста", где будут, в частности, работы "бубнововалетцев" Надежды Удальцовой, Александра Осмеркина, а также Мартироса Сарьяна, Александра Шевченко, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова, ученика Малевича Эдуарда Криммера...