Топ-100

Выставка-проект "Мера ценности" стартовала

Настоящая выставка – окончание проекта «МЕРА ЦЕННОСТИ», начатого Тимофеем Смирновым в 2011 г. Тогда автор, желая помочь человечеству найти привычную меру всего действительно великого, что оно создало в нематериальной сфере – культуре, искусстве, предложил утопические «деньги», такие же абстрактные, как и те, которые, как нам обещают, обеспечены золотым запасом. Затем последовали «Протест художника Тимофея Смирнова» (2013) и «Московская особая» (2015).

Новый проект Тимофея Смирнова включает 10 арт-объектов. В нём автор рассматривает, где в повседневной жизни человек сталкивается с тем, что изображают произведения искусства. Художник рассуждает: «В былые времена изображения имели иерархию. В столовой русской усадьбы висели портреты героев, например, Багратион, Барклая де Толли, в опочивальне – портреты родственники. Опозорившиеся – под тряпкой, как попугаи, укрытые для сна. А чем ближе к кухне, тем больше «картинок с помадной банки», как тогда говорили. А сейчас какова иерархия? После «Восстания масс» Хосе Ортега-и-Гассета стало ясно, что все изображения с этой самой банки. Ну или почти все. Однако изображений нет в домах. Раньше в уборных хотя бы были календари и наклейки, а сейчас?»

Уже давно произведения искусства растиражированы многократно, использованы в рекламе, быту, процитированы другими художниками, с развитием анимации они стали подмигивать, подмаргивать зрителю, то есть в глазах большинства они утратили своё величие и приобрели черты элементов масс-культуры. Тимофей Смирнов рассматривает использование репродуцированных изображений на улицах: «Сейчас изображения на улице. На пакетах и сумках. Сейчас – пакеты и сумки. Они пестрят, конкурируют. Мамы наказывают не ходить с «плохими» пакетами. Хотя это пример отчаянного жлобства. Пакеты – и реклама, и прикол, и месседжи. Они (пакеты) – круче майки. Они – негласный манифест. Только вот о чем? В виду этого обстоятельства я и решил изобразить пакеты. Но как всегда свои – абсурдные. Каждый из них -– тема, а вместе они -– атрибуты искусства. Но в пакетах, мешках, «авоськах» и файлах. В прямом и переносном смысле».

Вот арт-объект «Наше фсио» – в авоське картофель и бюст Пушкина. Автор говорит: «я лишь подчеркиваю – насаждение искусства небезопасно и смешно». Возникает ассоциация с высказыванием Б. Пастернака: «Маяковского насаждают как картошку», сделанным после смерти поэта. Обрамленные рисунки («Продовольственный набор») томятся в авоське, как в тюрьме. Искусство это товар? «Скрипичный ключ» – в футляре для скрипки топор, на лезвии которого изображена рельефная сценка с участием пьющих и музицирующих персонажей. Метафора темной стороны искусства, символ «русского бунта» и смекалки «каши из топора».

Тимофей Смирнов о своей выставке: «мой проект – это «академическая матерщина». В жанре постановки – обманки кроется что-то иное, которое «испугалось» быть учебной «штудией», но не побоялось быть арт-объектом. Реальность, превращающаяся в артефакт, – вот тема проекта». Итак художник предлагает рассматривать как артефакты объекты, сочетающие репродуцированные художественные произведения и бытовые предметы. Тогда возникает вопрос, как искусство соотносится с обществом потребления – как диалог в метафизическом смысле между личным и внешним, между материальным и духовным, чувственым, как источник информации? Стоит задуматься!

 

30.12.2016


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *