Художественная галерея Ванкувера впервые за два десятилетия представила в Канаде самую всестороннюю выставку работ французского живописца Клода Моне. Экспозиция «Секретный сад Клода Моне» собрала 38 картин, охватывающих карьеру одного из самых важных художников в западном искусстве. Его шедевр 1872 года «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) дала название авангардному направлению — импрессионизму. Само полотно в Ванкувер не привезли, но в залах музей представлено множество других восхитительных произведений.
Вместе со своими единомышленниками Моне бросил вызов европейским художественным традициям XIX века, сформировав пути развития современного искусства.
Впечатление. Восход солнца
Клод Моне
1872, 48×63 см
«У вас все названия слишком однообразные. Вот как вы назовете эту картину? «Корабли, входящие в порт Гавра»?", — спрашивал у Моне в 1874 году Эдмон Ренуар, составляя каталог к первой выставке импрессионистов. «Я назову её «Впечатление»», — ответил художник.
«Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода,какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!», — язвил тогда критик Луи Леруа на страницах газеты«Шаривари». Именно он тогда язвительно назвал молодых художников «импрессионистами», а посетители их первой выставки смеялись над полотнами, которыми ныне восхищаются миллионы.
Прогулка в Аржантёе
Клод Моне
1875, 60×81 см
«Сочетание тонкого понимания света и глубокой связи Моне с природой дают его творчеству ту визуальную мощь, которое остаётся свежей и полной жизни [до сих пор]", — отмечает куратор Художественной галереи Ванкувера Иэн Том.
Водяные лилии и Агапантус
Клод Моне
1917
Кульминацией «Секретного сада Клода Моне» стала исключительная подборка работ, созданных в Живерни — маленькой деревушке на севере Франции, где художник прожил с 1883 года до своей смерти в 1926-м. Главным вдохновителем его творчества были сады, которые Моне разбил и вырастил там, и которые сами по себе можно считать произведением искусства. Кувшинки, японский мостик и плакучие ивы стали одними из самых узнаваемых образов в истории живописи. Эти яркие, выразительные работы представляют собой плод продолжительного диалога Моне с природой, приведшего к радикально новым формам живописи.