Топ-100

Известный режиссер о своей любви к кино

Создатель "Легенды N17" и "Экипажа" - прокатных лидеров последних лет - режиссер Николай Лебедев вступил в свое второе 50-летие, как всегда, полным замыслов и оптимизма.
Оптимист

В вас воплотился классический тип удачливого человека - энергичного, спортивного и креативного. Поделитесь опытом, как это делается.

Николай Лебедев:Наверное, я неисправимый идеалист и всегда пытаюсь во всем видеть что-то хорошее. Не потому, что такой правильный, а просто иначе я бы не выжил.

И еще вы воплощаете тип человека миролюбивого, и, как мало кто, умеете располагать к себе. Есть какие-то ноу-хау?

Николай Лебедев: Как только я проявляю агрессивность, у меня все начинает валиться. И я понял, что с негативными чувствами нужно уметь справляться.

А бывает так, что справиться не удается?

Николай Лебедев: Сейчас уже редко. Умные учатся на чужом опыте, дураки - на своем отрицательном, а неизлечимые наступают на одни и те же грабли. Мой опыт научил меня быть терпимым, понимать, что мир - разный, и люди не обязаны мне нравиться. Все, чем мы обязаны друг другу, - это быть доброжелательными. Каждый живет так, как считает нужным, и если не причиняет вреда другим - имеет на это право. Вот и я перестал заботиться о том, чтобы нравиться всем. Делаю свое дело, живу так, как чувствую, - и знаете, стал свободнее в отношениях с самим собой. И мне это нравится.

У вас был опыт, на котором многие бы сломались. На давнем съезде кинематографистов показали нарезку из кадров, "чуждых нашему кино", - она на треть состояла из кадров вашего фильма "Змеиный источник". Это был сильный удар по дебютанту, но вы не только не сменили курс, но и работаете в студии ТРИТЭ Никиты Михалкова, который эту нарезку и показал. У вас с ним добрые отношения, и это, по-моему, пример того, как вы умеете убеждать в своей правоте.

Николай Лебедев: Не думаю, что я переубедил Никиту Сергеевича. Мы говорили об этом, он сказал: не обижайся, я говорил то, что думал, но ты умеешь держать удар! Я улыбнулся: "А у меня был выбор?" Понимаете, какая штука… Говорят, что я выбрал жанровое кино, ориентированное на зрителя. А я ничего не выбирал - снимал то, что хотелось. Даже когда пришлось помогать с чужим проектом "Апостол", я все равно снимал так, как мне нравилось, что я в нем полюбил. Он меня даже излечил: после "Волкодава из рода Серых Псов" было тяжело даже думать о возвращении на съемочную площадку.

Почему?

Николай Лебедев: Наше кино не было готово к картинам такой сложности, и  это был очень трудный производственный опыт - я до сих пор с ужасом вспоминаю каждый съемочный день. "Апостол" вернул мне интерес. Если бы меня увлекал артхаус, где два человека разговаривают на фоне стенки, - я бы его и снимал. Но меня это не интересует. Я люблю кино разное, обожаю Феллини, Орсона Уэллса, Спилберга, Хичкока, Скорсезе, с интересом смотрю Бергмана. Но я, наверное, тот редкий экземпляр счастливого человека, который делает то, что ему хочется.

Поэтому вы выбрали режиссуру, хотя начинали как киновед?

 

Николай Лебедев:Режиссером я хотел стать с детства. Мне казалось, что кино - чудесный мир, где живут чудесные люди, и все кончается хорошо. Но когда меня в 16 лет не приняли во ВГИК, я поступил на факультет журналистики и думал: все, судьба определилась. Но это как у Коэльо: судьба тебя подталкивает к чему-то, искушает, - а потом отводит, испытывая на прочность, а потом опять возвращает. Я жил в Кишиневе, и в Госкино Молдавии мне предложили поступать от республики во ВГИК на киноведческий. Я сдал в приемную комиссию свои работы, и меня опять завернули: я не был "национальным кадром". Тогда отправил работы уже сам по себе - и прошел. К тому времени я учился на журфаке МГУ, поступил еще и во ВГИК. А уже через три года, скрывая и от ВГИКа, и от МГУ, снял на "Мосфильме" дебютную картину.

То есть судьба благоволила…

Николай Лебедев: Еще как! Была потрясающая история. Еще до вступительных вгиковских экзаменов я взял обратный билет на поезд из Москвы. Но на этот день назначили зачисление, и надо было явиться в институт - иначе не примут. С билетами тогда было туго, и я понял: придется уезжать, не поступив, - это судьба. Но на всякий случай зашел в железнодорожные кассы. Кассирша посмотрела на меня как на безумного - билеты проданы на три месяца вперед! - но все же проверила на компьютере… и охнула: есть один, попытаюсь поймать! И поменяла билет на пару дней позднее. Вот таким чудом я попал во ВГИК, и моя жизнь вновь повернулась от журналистики к режиссуре.

 

07.01.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *