Режиссер Эльдар Рязанов увидел Басилашвили на сцене театра, после спектакля он подошел к нему и спросил: «Не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?». Актер ответил: «Признаться, я тоже этого не понимаю». Рязанов даже написал шутливую расписку, в которой давал обязательство снимать Басилашвили в каждом своем фильме. В итоге актер снялся в 5 его картинах.
Роль Самохвалова в «Служебном романе» Басилашвили получил даже без проб, его утвердили сразу, хотя по характеру ему был ближе скромный Новосельцев. Рязанов так объяснял свой выбор: «Мое решение – предложить роль современного подлеца актеру очаровательному, красивому, ироничному – покоилось на довольно ясных режиссерских расчетах. Хотелось показать хорошо замаскированного и потому не поддающегося быстрому разоблачению благоденствующего советского мерзавца». На тот момент актер не умел водить машину, а по сценарию он должен был сидеть за рулем «Волги». И хотя с ним занимался инструктор, вождение он так и не освоил, и во время съемок случайно задел автомобилем камеру и въехал в киоск.
На самом деле Басилашвили должен был сняться у Рязанова на 2 года раньше, в роли Ипполита в «Иронии судьбы». Он уже прошел пробы и был утвержден на эту роль, однако отказался сниматься из-за смерти отца. Но в фильме он все-таки появился – это его фотография летит из окна в сугроб. Этот кадр был снят еще до того, как на роль Ипполита пригласили Ю. Яковлева. Переснять этот эпизод уже не успели – началась весна, и снег сошел
Басилашвили вынужден был отказаться и от съемок у Н. Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Врачи сказали, что его матери осталось жить не больше пяти месяцев, и актер взял отпуск в театре, отказался от съемок в кино и проводил все свое время с матерью
А вот у Г. Данелии в «Осеннем марафоне» Басилашвили могло бы и не быть – после образа блестящего преуспевающего карьериста из «Служебного романа» режиссер не видел его в роли нерешительного и слабовольного Бузыкина. На пробы его пригласила ассистент режиссера, а Данелия утвердил его после того, как увидел в окно машины, что актер топтался на месте, никак не решаясь перейти дорогу.
Олег Басилашвили не любит проявлений излишнего внимания к своей персоне, не смотрит фильмов со своим участием, недоволен собственной внешностью. Он всегда был достаточно скромным и даже застенчивым, что приводило к курьезным моментам на съемках. В первый же съемочный день фильма «Вокзал для двоих» актер должен был целоваться с Людмилой Гурченко, а он категорически отказался это делать, так как до этого даже не был с ней знаком. Гурченко призналась, что такого застенчивого партнера еще не встречала.
Басилашвили недоумевал: «Зачем сразу целоваться? Может, лучше просто поговорить?». Тогда Гурченко сама переписала диалог – теперь он состоял из обрывочных фраз, но стал действительно похож на разговор влюбленных. После этого сцена наконец удалась. Но от смущения во время съемок подобных эпизодов он так и не избавился. Алиса Фрейндлих была его любимой партнершей в течение многих лет, но поцеловать ее на сцене ему всегда было неловко.
Источник: Культурология РФ