Топ-100

Россияне любят «Воплi Вiдоплясова»

Команда энергичного и жизнерадостного Олега Скрипки – одна из самых необычных на постсоветской рок-сцене – увы, уже несколько лет не приезжает в Россию с тех пор, как общественно-политические отношения с Украиной накалились, и в прошлом единое культурное пространство раскололось, как фарфоровая чашка. Тем не менее российские поклонники не забывают «Воплi Вiдоплясова». Многие из них отправились за любимцами на фестиваль Kubana, прошедший в Риге в середине августа. «МК» последовал их примеру, и артист с удовольствием встретился с изданием, поделившись не только творческими чаяниями, но и мыслями о том, что происходит между двумя государствами, которые всегда считались братскими, какую роль в этом всем играют музыканты, чем отличается поколение семилетних от тридцатилетних и родятся ли в будущем новые рок-героиОлег Скрипка: «Музыка, политика и церковь – конкуренты за души людей»

Фото предоставлено пресс-службой группы
 

- Олег, в прошлый раз мы встречались с вами три года назад на фестивале Womad в Пятигорске. Какие новости появились у группы за это время?

- На Kubana мы выступили в рамках тура в честь тридцатилетнего юбилея «ВВ». Так получилось, что сначала мы отправились с концертами за рубеж – были в Беларуси, Америке, Канаде, теперь вот приехали в Латвию, а уже потом будем ездить по Украине. К такому творческому путешествию мы стали готовиться сразу после того, как выпустили альбом «Чудовий Свiт» («Чудесный мир» - прим. Н.М.). Получается так, что порой мы опережаем время. В 2002 у нас вышел достаточно жесткий, апокалиптический по настроению альбом «Файно». Недавно я осознал, что в его песнях описываются те события, которые происходят сейчас в Украине и в мире… Такое фатальное «предсказание», которое было сделано больше десяти лет назад. Пластинка «Чудовй Свiт» - наоборот, очень добрая, позитивная, это такое светлое пост-хиппи. Я очень надеюсь, что она тоже станет пророческой и показывает те положительные события, которые произойдут, когда мы переживем все происходящее сейчас.

- Оценивая нынешнюю ситуация в Украине, в России, в мире, как вести себя музыкантам, которые часто против собственной воли оказываются вовлечены в политические противоречия?

 

- Музыкантам сейчас надо быть особенно умными, мудрыми, осторожными и не терять чувство стержня, иметь свою позицию. Нужно понимать: то, что раньше работало, сейчас не работает. Сегодня важно придерживаться внутренних принципов, но смотреть на два шага вперед, осознавать, что люди ждут от тебя, что они о тебе думают, и делать выбор. Ситуация такова, что ты на данный момент не можешь быть добрым и хорошим для всех.

- Есть ли шанс, что российские поклонники увидят вас у себя на родине?

- Мы только за. Дорога до фестиваля в Риге была долгой: мы выступили во Львове, ехали на машине до Варшавы, очень долго простояли на таможне и только из Польши вылетели сюда. Каково же было мое удивление, когда утром у отеля нас встретили московские поклонники, которые специально приехали на автобусе в Латвию, чтобы послушать нас и пообщаться. У них были распечатанные фото «ВВ», я дал им автографы, и мне, конечно, было очень приятно, что у нас есть такие преданные слушатели. Хотя мы выступали сегодня в начале, открывали фестивальный день, да и погода была не очень хорошей, мы видели, что очень многие приехали послушать именно нас.

- Есть мнение, что сегодня влияние музыки заметно ослабло. Что вы об этом думаете?

- Линия истории движется по синусоиде. Есть времена творческих и смысловых подъемов в музыке, есть спады. Сейчас мы во второй фазе, как это происходило, на мой взгляд, и в 1980-е. Я всегда считал, что музыка, политика и церковь – конкуренты за души людей. Кто из них более или менее честный – судить не мне, но факт остается фактом, эта тема не раз поднималась и в литературе, и в кинематографе. Музыкант, артист делает важный выбор: быть ли человеком, играющим на тонких струнах души, или шутом, клоуном, который за деньги политиков и вообще сильных мира сего пляшет под чужую дудку, как марионетка. Этот вопрос всегда был актуален. Вспомните эпоху подъема рок-н-ролла, когда появлялись рок-идолы. На них равнялись многие, к ним прислушивались, в том числе политики тогда ориентировались на мнение музыкантов. А сегодня они во всем мире пытаются использовать их, тем более в наших странах, Украине и России, которым еще далеко до демократии. Музыкантами манипулируют. К тому же сегодня мы живем в новом информационном обществе, которое имеет свои жесткие и подчас опасные законы. Сейчас ведется Третья мировая, и проходит она именно на информационном фронте. По всему миру физически гибнет очень много людей, но еще больше погибает умов. Известные люди, артисты, музыканты падают жертвами в самом первом эшелоне. Одно единственное слово, сказанное тобой, может уничтожить тебя. Поэтому даже когда я шел на интервью с вами, я понимал огромную опасность того, как могут быть интерпретированы мои слова и у вас в России, и у нас на Украине.

- Несмотря на все происходящее, судя по вашему выступлению, вы сохраняете бодрость духа…

- А как иначе? Видите, даже залез на штангу на сцене (смеется). Я бы поднялся выше, просто штанга была очень скользкая из-за дождя, и было реально страшно. А мне же еще надо держать микрофон, петь… Я выхожу на площадку и вижу, что нас ждут, хотят слушать, чувствую, что мы в хорошей музыкальной форме. Все это вместе очень «качает». Никакие удовольствия в мире не сравнятся с этим ощущением. Это огромное счастье, и ты понимаешь, что выполняешь свое предназначение, ты родился для этого. Мы уже играем много лет, постоянно оттачиваем программу, пишем песни, которые люди с интересом слушают. Вот это все работает, и оно напитывает нас и публику энергией. Мне кажется, эта энергия прочищает какие-то каналы. Я сейчас разговариваю с вами после концерта и ощущаю чувство наполненности, как будто съездил в Тибет или что-то в этом духе. Однажды в детстве я вычитал, что дольше всех живут дирижеры, и понимаю, почему. Они ведь наполняются музыкой, постоянно взаимодействуют с удивительным творческим «организмом» - оркестром.

- Олег, вы не только музыкант, но и организатор фестивалей. Что сейчас происходит на этом поприще?

- У меня всегда много идей. Другое дело, что наша страна сейчас находится в тяжелой экономической ситуации. Я 12 лет проводил свой этно-фестиваль «Краiна Мрiй», и в этом году впервые не смог сделать этого самостоятельно. К счастью, помогли партнеры: мы построили свою сцену на другом фестивале – «Atlas Weekend». Кроме того, я сейчас активно занимаюсь детской творческой темой: я организовал детский бал, на котором юные участники играли на инструментах и танцевали, на Хеллоуин планирую сделать готик-бал. Сегодняшние дети, в отличие от потерявшихся тридцатилетних, которые, увы, были воспитаны на попсовых треш-каналах, очень талантливые. Сейчас растет поколение индиго. Значит, у нас есть будущее. И мы хотим сделать еще одну любопытную программу – «Воплi Вiдоплясова» и дети».

06.09.2016


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *