Чтобы полюбить современное искусство, нужно терпение и глубокое понимание арт-процессов. Для этого прийдется перелопатить целую кипу книг и альбомов, потратив на это время и силы. Мы знаем лучший способ для увеличения Вашего арт-кругозора - это просмотр качественного документального кино.
Russia Art News, опробовав фильмы на себе, рекомендует Вам лучшие киноленты о современном искусстве.
Ева Гессе — скульптор и мастер инсталляций, которая в середине 1960-х применила в своей работе новые революционные материалы - стекловолокно и латекс. Невиданная смелость художницы перечеркнула снисходительное мнение о женщинах-художниках. Гендерное неравенство царившее в творческих кулуарах стало лишь пережитком.
Биография Гессе — это история революций внутренних и социальных, а также мировоззренческих сломов в модернизма. Фашистская Германия стала и точкой внутренних страхов художницы, чья семья едва успела эмигрировать в США на последнем корабле, и неожиданным импульсом для творческого самоопределения. Но главное в фильме - это история любви и дружбы героини с другим не менее знаменитым героем искусства ХХ века Солом Левиттом. По безстрастно-рациональным произведениям этого мэтра концептуализма сложно сказать, что он был преданным другом и бескорыстным партнером.
Лучший фильм о перформансе «В присутствии художника» (2012) посвящен перформанс-диве Марине Абрамович. Он раскрывает суть понятия перформанс, и как радикальная при своем появлении форма искусства стала всемирным брендом. Крис Бурден, хотя и уступает Абрамович в медийной раскрученности, создавал перформансы не менее жесткие и рискованные (то просил приятеля выстрелить в себя, то без предупреждения приставлял нож к горлу знакомой критикессы во время ТВ-эфира, то голодал без смены положения тела три дня). А виражи карьеры Бурдена гораздо круче: окончив архитектурный институт, он быстро понял, что «архитектура — профессия старых, а перед художником открыт весь мир», и принялся экспериментировать. Его творчество проникнуто творческим воображением, потому его результатами могут быть и отчаянные in-situ инсталляции (многотонные железные балки, брошенные краном в свежий бетон; коллекция старых лосанджелесских фонарей, любовно обновленных до памятника), и филигранные скульптурные объекты. Так что этот фильм — Диснейленд для ценителей искусства.
По истории послевоенного российского искусства монография до сих пор не написана, а его герои уходят или меняются, потому документальные проекты в этой области особенно важны и любопытны. Режиссер Александр Шейн и продюсер и режиссер Евгений Митта с 2008 года ведут киносерию «Антология современного искусства». Шейн и Митта — уникальная команда. Со своими героями, как правило, они давно знакомы, но при этом обладают чутьем и усидчивостью историков, так что их повествование всегда сбалансировано и обстоятельно. Подкупающе честный и ироничный комментарий Олега Кулика к его перформансам середины 1990-х («Олег Кулик: вызов и провокация»); упоительная гипотеза о том, что падение железного занавеса стало возможным благодаря отрезвляющей деятельности андеграунда («Тимур Новиков. Ноль объект»); аналитический взгляд на арт-группу «Пусси райот», ставшую поп-символом путинской России, — все эти фильмы дарят чувство удивительного и захватывающего настоящего, в котором нам повезло жить.
Самый медитативный фильм в списке и еще одно творение компании Netflix. Герхард Рихтер — не только один из ключевых живописцев второй половины ХХ века, который до сих пор жив, но и (по версии портала Artnet) самый продаваемый: с 2011 по 2016 год было продано 1418 его работ на сумму $1,2 млрд. Этот фильм фокусируется на поздних абстракциях автора, приглашая зрителя в мастерскую художника. Здесь нет никаких «говорящих голов», только сокровенное создание произведений. Фильм стал событием не только потому, что творческий процесс снят в мельчайших подробностях, но и потому, что обычно Рихтер — затворник. Постижение художественного метода происходит под великолепный саундтрек, половина которого написана специально для фильма. Особенно актуален просмотр фильма сейчас, когда в Москве есть уникальная возможность увидеть подобные произведения на выставке в Еврейском музее.
Документалок об Уорхоле множество, потому хочу отметить достойную: в фильме Чака Уоркмана динамика повествования отвечает герою. Биографическое жизнеописание перетасовано с работами великого Энди — фрагментами его фильмов, документацией студийной работы над шелкографиями, ранней рекламной графикой и архивными видами экспозиций. А интервью с коллегами, заказчиками, коллекционерами и друзьями по «Фабрике» остроумно зарифмованы с комментариями восьми кузин-обывательниц и кузена в рабочем комбинезоне. Так очевидная канва «от рождения до похорон» мастерски превращена Уоркманом в каркас для эссе об эксцентричности, в некоторых главках которого открывается и перспектива на зарождение круга художников, позже известных как представители поп-арта.