В «Манеже» до 10 декабря проходит выставка «Современный Катар: искусство и фотография». По просьбе «Собака.ru» самые интересные (и фотогеничные!) работы из экспозиции отобрала Шейха Рим Аль-Тани, директор по выставочной деятельности Ведомства музеев Катара.
Инсталляция художника из обгоревших изданий — это не оммаж Михаилу Булгакову. В версии Ахмеда Нух Аль Захеда рукописи и книги горят и еще как: их руины символизируют утрату интереса к чтению, а с ним и тонны знаний.
Аиша Аль Суэйди — дизайнер по образованию, поэтому часто использует рэди-мейд: перерабатывает традиционные предметы быта и интерьера, которые используются в семьях Катара каждый день. Так, мидханы — это сосуды для разжигания ароматических масел, которым художница придает овую форму, совмещая традиции и активное развития Катара.
Игрушки из бетона (чаще всего – медвежата) посвящены воспоминаниям художницы о ее детстве. То, что она хочет сохранить на всю жизнь – замуровать в своей памяти. При этом бетон застывает из жидкого состояния, что в мировосприятии Аиши Аль Суэйди не менее важно, так как вода и текучесть – символ движения жизни.
Художница вдохновлялась работами Пикассо, чьи работы есть в коллекции Музеев Катара. В одном из своих периодов он — кубист и стремился не упростить изображаемое, а показать его многогранность, даже в двухмерности. «Мама в украшениях и золоте» — попытка запечатлеть лицо родного человека и передать ее чувства во множественных портретах.
Катарская художница называет себя «ARToonist», чтобы передать свое увлечение политикой и карикатурой. Работа «Энергетический напиток» творчески переосмысливает поп-арт, изображая банки в стиле Энди Уорхола. По ее мысли, катарцы, употребляя напиток, демонстрируют «сопротивление политической блокаде, навязанной им в 2017 году тремя соседними странами».
Гипсовая балерина на выставке в «Манеже» — продолжение перформанса, который художница устроила в Дохе. На одной из основных площадей города она провела некоторое время, сидя в такой же позе, одетая в пачку и национальный хиджаб — и наблюдая за прохожими. Это работа о смешении культур и роли женщины в современном Катаре: столкновение свободы и традиций. Например, жена одного из кураторов выставки работает в музее, водит машину и может ходить в той одежде, в какой захочет. Однако заниматься балетом (в европейском понимании) — до сих пор считается не совсем приемлемым для женщины занятием.
Эмилина Соарес — Художница из Индии сейчас живет в Катаре. Ковер для нее — важный атрибут культуры, а также символ семьи. Соарес представляет ковер в виде песка, напоминая, что и человеческая личность может быть изменяющейся, сыпучей и неопределенной. Работы было специально создана на площадке «Манежа» для выставки.
Американский фотограф разыскивает древние памятники культуры в каждой стране. На территории современного Судана она сняла пирамиды города Мероэ, который когда-то был столицей государства Куш.
В музее Катара находятся одни из самых узнаваемых работ знаменитого авангардиста. Так, фотомонтаж (это его копия) с Лилей Брик иллюстрирует поэму Маяковского «Про это». «Самозвери» – одноименную культовую детскую книгу с работами Родченко и стихами Сергея Третьякова.
Американский фотохудожник с русскими корнями называл себя «бродячим студийным фотографом». Путешествуя по миру, он снимал своих героев в палатке, тес самым создавая нейтральное пространство.
Выпускник Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко – лауреат многочисленных премий от World Press Photo до European Publishers Award for Photography. Работа «Оазис» — проект, который фотограф создал после десятидневного пребывания в Катаре и посвящен самоидентификации жителей страны.
Номинант премии Петра Кончаловского, премии Кандинского, Nord Art и других посетил Катар в августе этого года по приглашению Музеев страны. После этого он создал серию «Катарсис» в четырех частях, в которых попытался вывести визуальные коды и формы Катара.
Фото: Михаил Вильчук, Павел Лахтачев