Топ-100

Известную картину Иванова оживили в Третьяковке

Слева от входа в Третьяковскую галерею можна увидеть непривычный объект, формами намекающий на храм — это временный павильон архитектора Сергея Чобана, а внутри... внутри ожившее «Явление Христа народу» Иванова, переосмысленное в необычной технике «трансформации тканей» Павлом Каплевичем.

В своей мастерской Павел Каплевичв художник ходит в домашних тапочках с изображением фигур Малевича.

В художественных кругах считается, что он занимается кондовым классицизмом, хотя его продюсерские опыты ближе к авангарду. Но делить художников на ретроградов или авангардистов не стоит. Есть время, в которое одни вписываются, другие — не очень. А он пытается переосмыслить историю, сделав это любопытно для сегодняшнего и завтрашнего зрителя. Не путем провокации. Предпочитает деликатный путь: играет роль скрепы, связывая одно искусство с другим. Берется только за тех мастеров, которые работают с душой и рождают вспышки.

В его работе есть элемент «чуда» — само явление Христа народу. Художник попытался «оживить картину», показать процесс работы художника над ней. Работал в Третьяковской галерее, в том числе и в запаснике, где ему предоставили эскизы мастера. Создал много эскизов и этюдов. Их, конечно, не 600 как у Иванова, но больше ста.

На его полотне, выполненном в размер картины Иванова (540 × 750 см), один за другим сменяются образы «Явления Христа народу», проступают эскизы шедевра. Классическая картина предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, превращается в скульптурный барельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа сначала исчезает в отдалении, затем появляется вновь вслед за мистическим голубем, которого он обнаружил на одном из эскизов картины. На все это накладывается мир звука, созданный композитором Александром Маноцковым.

kaplevich1

Полотно скорее напоминает шершавый гобелен ХV века с краями и строчками, этого эффекта художник добился при помощи современных технологий. Использовался способ высокомолекулярной обработки ткани, который он запатентовал и применяет уже больше 15 лет. Даже полпальца потерял на производстве. Условно говоря, это как побриться пылесосом. После таких экспериментов тончайшая ткань производит впечатление толстого драпа, а он в свою очередь превращается в камень. Выполнил с помощью этой технологии множество спектаклей, среди которых «Борис Годунов» в Большом театре.

Такой принцип работы можно охарактеризовать как палимпсест, так как он занимается соединениями слоев разных времен. Живет дягилевским заветом: «Удиви меня!». Старается подключить человека эмоционально, чтобы он «улетел» и попробовал нечто новое. Главное — не возникает противоречий с «Явлением Христа народу». Между «ПроЯвлением», творением Иванова и рядом стоящей церковью можно провести воображаемый треугольник.

Сергею Чобану было важно с помощью свода, купола и света на его вершине, создать иллюзию пространства, похожего на храм. Это получилось. Сергей Чобан и Агния Стерлигова — профессионалы, тонко чувствующие нюансы. Они придали павильону глинообразный цвет и фактуру, напоминающую нечто среднее между мазанкой и суперсовременным цементом. Это безупречно сочетается с эстетикой картины.

«ПроЯвление» — это не прелюдия к творению Иванова, это самодостаточная вещь, которая вступает в диалог с Ивановым. Можно восхититься, увидев её, а можно возмутиться и уйти прочь. Современные технологии могут кого-то оттолкнуть. Но при их наложении на старую живопись она обретает новое звучание, неожиданные вибрации и драматургию. И неважно, речь идет о Рублёве, Иванове или Кирилл Серебренникове.

19.06.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *