Какую страшную тайну скрывают подсолнухи Ван Гога

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю. Его история началась с «Подсолнухов», ними и закончилась.Чем больше смотришь на цветы, тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина. Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?



Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его. совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.



Целый год он рисовал там все, что видел вокруг. В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три. На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне. В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции,  чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников. Художник мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты. Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать. Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя. Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.



Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом - тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.

Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски. Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.

Голландец попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно. Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать. Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи». Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины. И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года. На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.

Russia Art News рекомендует: 

В ногу со временем: Как развивалось искусство на карманных часах

Женская красота и нежность в работах Стива Хэнкса

Экологическая проблема в фотопроекте Филиппа Эшару заставила работать государство

 

15.10.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *