Мало кто знает, что судьба скрипача могла сложиться иначе. Музыка была далеко не единственным увлечением маэстро. Страсть к живописи и музыке долго конкурировали между собой в его сердце. Скрипач посещал школу живописи при Ленинградской академии художеств, и неоднократно пропускал уроки музыки через походы по музеям и время посвященное пленэру. Спивакова едва не исключили из Центральной музыкальной школы.
Дело дошло до ультиматума. Преподаватель по скрипке поставил Спивакова перед выбором — либо музыка, либо изобразительное искусство!
Выбор был не из лёгких, однако итог очевиден. Владимир Спиваков оставил живопись. Однако, маэстро отмечал: «из-за отказа от живописи осталось какое-то чувство недосказанности».
Основной идеей выставки является творчество в полный голос, бинарность и органичность всех видов искусств.
Около 90 произведений из собрания дирижера и скрипача впервые будут доступны публике в виде цельной экспозиции. Это уникальная возможность увидеть в одном месте всю коллекцию целиком.
Ожидается, что выставка будет очень интимной и лирической. Спиваков лично курировал её организацию, а само собрание — прямое отражение его самого.
Возможно, поэтому оно выглядит неоднородно. Здесь нашли своё место и советский нонконформизм в лице Владимира Немухина, и концептуализм, который представит Игорь Макаревич, и даже европейская подстекольная живопись конца XIX — начала XX века на религиозные темы и т.д. Сложно представить, как всё это обретет гармонию, возможно, также, как все стороны одной души, вехи одной жизни сольются в жизненный путь.
Например, о подстекольной живописи Владимир Спиваков узнал, когда возглавил музыкальный фестиваль во французском Кольмаре. В местном антикварном магазине он впервые увидел «стекла» и решил ежегодно покупать по одной вещи в честь каждого фестиваля.
Подарки — не менее важная часть собрания. Она представлена работами «Циркачки» акварелиста Артура Фонвизина — их преподнесла вдова художника. Графики, в основном конца XIX — начала XX века, в собрании немало: это и Борис Кустодиев, и Виктор Васнецов, и сын Федора Шаляпина Борис — на выставке будет «Двойной портрет Федора Шаляпина» (1929).
Выставка в Музее русского импрессионизма покажет, что две части жизни Владимира Спивакова неразрывны: изобразительное искусство будет сопровождаться музыкой в исполнении мастера.