Захватывающая мистификация коллекции Фаберже

Подделки и клеймение под Фаберже стали столь распространены, что появился ироничный термин «фальшберже». Широкую известность получили экспертизы частных коллекций изделий Карла Фаберже, собранных арабским шейхом и американским миллионером, в которых по заключениям специалистов из многих десятков приобретенных ими изделий подлинными оказались считанные единицы. 

Большую роль в распространении понятия «фальшберже» сыграли изделия Михаила Монастырского, который сам и с участием ювелиров фабрики «Русский самоцвет» создавал камнерезные изделия уникального качества — наладил подпольное производство «a la Fabergé» и организовал каналы контрабанды этих лже-Фаберже на Запад. 

В жизни Монастырский был многолик — это и «Моня», «Монастырь», «Миша-Фаберже», «Миша-миллионер»... Он был привлечен к суду. 

В те годы в СССР ему грозила «расстрельная» статья за контрабанду культурных ценностей. А потому он был вынужден признать, что продавал иностранцам вовсе не похищенные музейные экспонаты, а собственные подделки. Он доказал, что изделия, принимаемые за работы Фаберже, — это результаты труда современных специалистов.

фаберже

Лягушка под Фаберже

фаберже1

Лягушка Фаберже

Главный специалист в России по Фаберже, консультант Аукционного дома Кристис (Christie’s) петербуржец Валентин Скурлов, известный также своими каталогами российских ювелиров, указывает, что «Монастырский оказался очень талантливым организатором. Он первым понял, что ленинградские ювелиры могут делать вещи не хуже мастеров самого прославленного Фаберже. Мастера, работавшие на крупнейшей в СССР ленинградской фабрике „Русские самоцветы“, даже не знали, что на их изделия потом ставили фальшивые клейма». 

Хранитель коллекции Фаберже в Оружейной палате Государственного музея-заповедника «Московский Кремль» Т. Мунтян отмечает, что каменная миниатюрная пластика фирмы Фаберже — фигурки людей и животных, которые, как и цветы, большей частью клейм не имеют, — открывают широкое поле деятельности для фальсификаторов. Чрезвычайно виртуозно в этом направлении работали российские мастера. Ныне имена Наума Николаевского, Василия Коноваленко и Михаила Монастырского широко известны, их работы находятся в крупнейших музейных коллекциях. Одна из таких фигурок, очень высокого качества, похожая на оригинальную фигурку Фаберже из частной коллекции США, находится в фондах Музеев Кремля. Конь-тяжеловес из обсидиана, с глазами, украшенными белой эмалью и рубинами, золотыми копытами и золотой эмалированной уздечкой, был выполнен в Ленинграде под руководством Монастырского, о чём сам мастер впоследствии рассказал сотрудникам музея. Под руководством Монастырского выполнено и другое, ныне широко известное произведение из серии «фальшберже» — массивное «императорское» яйцо из порфира, задержанное таможней при попытке двух африканских дипломатов вывезти его из России. 

Некоторые изделия подпольной «фирмы Монастырского» поступили в Эрмитаж под видом подлинных изделий Фаберже, и эксперты не смогли определить «фальшак». К ним после судебного процесса добавились конфискованные статуэтки «Фаберже» Монастырского как образцы выдающихся подделок. Шедевры Монастырского имеются и в запасниках Оружейной палаты Кремля.

25.06.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *