В конкурсную программу вошли спектакли одиннадцати театров России самых разных жанров и форматов - драма, комедия, трагедия, городская легенда, притча, публицистическая монодрама, вербатим (документальный театр от латинского verbatim - дословно), спектакль для всей семьи. Зрители увидели спектакли по пьесам Шекспира, Гоголя, Чехова, Зощенко, Брехта. Современные авторы были представлены Захаром Прилепиным, Владимиром Гуркиным, Виктором Ольшанским и даже школьником из Ростовской области Андреем Руденко.
Фестиваль в очередной раз высветил одну из главных проблем нынешнего театра - острый дефицит качественных текстов современных авторов. В особенности - на молодежную тематику. Конечно, классика на то и классика, чтобы с ее помощью говорить о том, что волнует сегодня. Тоскуют современные женщины по сильному мужскому плечу - а что по этому поводу думал Вильям наш Шекспир в своей комедии "Укрощение строптивой"? Вот и брехтовского "Доброго человека из Сычуани" в наши дни воспринимаешь иначе, чем в эпоху знаменитой Таганки.
- Смотришь и думаешь: "А сам-то ты кто? Если в 1960-е годы еще можно было сказать про себя: "Я и есть тот самый добрый человек из Сычуани", то сегодня, чтобы ответственно заявить такое, нужно пойти на большие жертвы. А мы к этому не готовы. Или, может быть, устали быть готовыми? - рассуждает член жюри фестиваля Елена Кожевникова.
Классика всегда дает много возможностей для осмысления современности. Можно, наверное, как это сделали в Тюменском драматическом театре, отобрать у Ромео, Меркуцио, Тибальта шпаги и выдать семействам Монтекки и Капулетти пистолеты, плееры с наушниками и мобильные телефоны. Да только простой заменой театрального реквизита на все вызовы времени не ответишь. Современные "отцы и дети" сталкиваются с ситуациями, о которых великие драматурги и не подозревали.
Во время Золотухинского фестиваля состоялось награждение победителей краевого конкурса драматургических произведений "Авторская сцена Алтая". Идею его проведения предложил арт-критик Вадим Климов. На конкурс было прислано восемнадцать пьес авторов из Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска и из сельских районов края. В состав жюри входил и автор этих строк. Почитали, обсудили, немного поспорили и определили победителей. Но, честно говоря, ни одна пьеса не впечатлила - ни членов жюри, ни театральных деятелей. Конкурс прошел, а ставить нечего. Где ты, современный Чехов?