В Париже, в Центре Жоржа Помпиду, во вторник произошло событие, которое без натяжки можно назвать историческим. Большая коллекция российского современного искусства второй половины ХХ века (1950–2000 гг.) передана Государственному музею современного искусства и через шесть месяцев экспонирования навсегда останется в фондах Центра. За день до вернисажа обозреватель «МК» прогулялся с кураторами по выставке, узнал, как непросто собиралась эта коллекция, восхитился смелостью директора и почувствовал разницу в жизни музеев у нас и у них.
Директор Центра Помпиду Бернар Блестен еще пока не произнес своей блистательной речи на открытии: «Для нас это очень важное приобретение, поскольку в центре Помпиду уже есть объемная коллекция советского модернизма: Малевич, Гончарова, Ларионов и другие. В этом несложно убедиться, поднявшись на пятый этаж, где все ваши знаменитые авангардисты, но, к сожалению, до настоящего момента у нас не было коллекции российского советского искусства второй половины ХХ века. И нам показалось совершенно необходимым иметь в нашем собрании такую коллекцию, заполнить этот пробел».
Вернисаж состоялся 13 сентября, и этот жаркий сентябрьский день (а на улице плюс 30), без сомнения, войдет в историю как дело государственной важности.
А пока — четвертый этаж Центра Помпиду, одного из самых посещаемых музеев мира. Странное дело, думаю я: еще не произошло открытия, не произнесены речи, еще не выпито шампанское, а люди уже вовсю разгуливают по выставке, картины с объектами разглядывают, и это в то время, как их развешивают и прикручивают таблички. Некоторые даже собак с собой привели. У нас это невозможно.
— Не понимаю, все-таки выставка открыта или закрыта? Откуда столько посетителей? — спрашиваю у куратора с французской стороны Николя Люччи-Гутникова. Он наполовину русский, говорит, что вопрос понял, но отвечает по-французски:
— Публика ходила и тогда, когда мы только начали монтировать выставку. Мы создали такую сложную систему захода/подхода, чтобы, с одной стороны, оградить те 1200 метров пространства, где идет развеска экспозиции, а с другой — ни разу не закрыть музей. Вообще вся эта выставка делалась в такие короткие сроки, что это потребовало усилий всех служб музея. Это был как вызов для нас, такое пари, и, надеюсь, мы его выиграем.
История этого уникального проекта началась год назад. Директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова приехала в Париж, чтобы найти большой музей, где можно сделать серьезную выставку к празднованию установления дипломатических отношений России и Франции: в 2017 году будет как раз 300 лет, как Петр Первый впервые организовал во Франции свое посольство.
— Я хорошо знаю французские музеи: у них планы расписаны на два года вперед, — рассказывает Ольга Львовна, — и в «Помпиду» тоже было все расписано. Но тут звезды сошлись: Центру Помпиду исполняется 40 лет. Его директор Бернар Блестен объявляет 16‑й год годом дарителя. Он думает о расширении коллекции. «А если мы тебе соберем коллекцию русского современного искусства, которого у тебя крайне мало?» — спросила я его. Он согласился.