Как мы считали? Взяли статистику аукционных продаж только внутри России за январь — июль 2016 года: одну только живопись, без графики. Потом из списка отсеяли тех, у кого за полгода было менее 5 продаж. Это делается для того, чтобы в отбор вошли только по-настоящему рыночные художники, которые в год имеют порядка десяти и более продаж. Иначе бы один раз выставленная и проданная за год картина дала бы нам статистику продаж 100 %. Напоследок мы исключили тех художников, у которых средняя цена проданной картины не превышала $500, или примерно 32 000 рублей. Это сделано для того, чтобы картины ценой $200–500 не конкурировали по легкости продажи с картинами за $2 000–10 000. Иначе живопись суперэконом-сегмента по статистике продаж будет на голову превосходить всю остальную. Мы еще в прошлом году поймали этот «эффект Натты Конышевой» (у которой статистика продаж около 90 %) при составлении первого рейтинга ликвидности (см. «Самые ликвидные художники на аукционном рынке России»). С учетом выявленного эффекта мы в этот раз вывели за рамки нынешнего рейтингаНатту Конышеву, Николая Шарикова, Василия Соколова, Михаила Никонова, Ростислава Барто, Владимира Маслова, Екатерину Зернову и Веру Ельницкую. При этом необходимо отметить, что все перечисленные художники показали очень хорошую статистику продаж и не будь «ценового ценза» вошли бы в топ-10 по ликвидности. Оставшихся художников мы ранжировали в порядке убывания процента продаж на аукционах в штуках — по соотношению числа проданных лотов к числу выставленных.
С каждым номинантом рейтинга дальше можно разбираться отдельно. Стоит обращать внимание не только на формальный процент ухода, но и на количество выставляемых лотов. Чем их больше, тем устойчивее позиция художника на рынке. Одно дело, если выставляется 5 картин, из которых 4 покупают (как у Ворошилова), а совсем другое, если выставляют 15, а покупают 12 (случай Казарина). А процент у них один и тот же. Кроме этого, стоит обращать внимание и на среднюю цену проданных работ. До $1000 долларов — это еще эконом-сегмент. В этом диапазоне имена разлетаются как горячие пирожки. А вот при средней цене $5 500 (как у Зверева) круг покупателей заметно сужается. Такой успех дается с бо́льшим трудом и цениться должен выше.
В целом рейтинг соответствует нашим ожиданиям. Работы по меньшей мере 6 из 10 художников являются давними хитами нашего собственного AI Аукциона. То, что картины Слепышева, Зверева, Казарина, Ворошилова и Батынкова пользуются повышенным спросом у покупателей, мы знали и без дополнительных подсчетов. И математика лишь подтвердила это ощущение.
В результате ARTinvestment.RU получил следующий рейтинг ликвидности для произведений русских художников на российском аукционном рынке по итогам первой половины 2016 года.