"Раньше у меня не было никакой страсти, но была пустота и неудовлетворенность. Теперь у меня есть фотография, и она делает меня живой, несет с собой шлейф радости, эксперимента и надежды..."
Талантливая, вдохновляющая, тонко чувствующая и несомненно фотохудожница со своим свежим завораживающим голосом... Яна Стриж сегодня у нас В РАМКЕ. Как бы парадоксально это не звучало, ведь творчество Яны непредсказуемо, как сама жизнь, как ежедневный человеческий выбор. Это выход за рамки шаблонов, ожиданий и контекста. Russia ART News посчастливилось побеседовать с Яной Стриж о творчестве, вдохновении, и саморефлексии.
- Здравствуйте, Яна. С чего же началась любовь к фотографии?
Добрый день. Так вот, моя любовь к фотографии началась лет в 17-ти, когда я стала ощущать нехватку художественного эллемента в реальности, какую-то досадную нестачу волшебства, красоты и особых «строев» в реальности. И мне стало очевидно, что я должна раздобыть себе какую-нибудь страсть, влюбить себя в некую новую игру и вдохновиться.
В то же самое время я приехала в Петербург и оказалась в кругу взрослой пленочной некоммерческой, андеграундной фотографии. И надежда вернулась ко мне. Ибо я уже начала отчаиваться и разуверилась во всех сказочках, мифах и детских многообещаниях. Можно сказать, что фотография меня спасла и стала моим лучшим другом.
- Фотоискусство и фоторемесло: в чем разница? И к какому определению Вы относите свои работы?
Фотоискусство и фоторемесло на мой вкус не сильно "далекие яблоньки". Я много преподавала фотографию, и самая центральная моя идея всегда была в том, что надо бы поженить внутри себя художника и ремесленника, что нельзя плодить в себе шизофрению. Я снимаю для себя и снимаю для заказчика. Более того, я стараюсь быть этой идеей, транслировать её через всё свое "фотографическое делание".
Я ремесленница на сто процентов - я пою на заказ, танцую, но только танцы и песни, свойственные моей натуре. Ко мне притягиваются персонажи, разделяющие со мной одни и те же космосы, и мне не приходится врать или снимать истории, состоящие из общих фраз и наборов ракурсов. Я живу внутри своего делания, вибрирую жизнью. Я искренняя...
В любом ремесле всегда есть процент авторов, которым позволяют исполнять отсебятину, ибо эти авторы умелы в том, что они делают. И что может быть приятнее отдаться чьему-то профессионализму без остатка? Такими и должны быть ремесленники.
В целом, сейчас можно видеть мощное расслоение между искусством и ремеслом в области фотографии. Тренды на портретную, свадебную и рекламную фотографию настолько шаблонные, прямо таки закон успешности нынче заключен в умении попадать в нужные шаблоны.
Суть такого подхода полностью противоположна сути искусства, где правят потоковость, постоянный выход за все возможные рамки, законы и "Да здравствует эксперимент!".
Нее хочется производить скрип, но в целом - тенденция выпячивания формы вместо содержания пугающая. Нафотошопленные, наряженные и застывшие в бессмысленных позах курочки, с лишенными эмоционального смысла лицами, являются странным посланием.
- Яна, у вас есть кумир? Кем вы восхищаетесь, и с кого берёте пример?
Кумиров, наверное, у меня нет... Мне сложно ассоциировать себя с другими людьми. Мы все очень "индивидуэль", хоть и в основе мы все одинаковы. Для меня очень важно распознавать "собственный привкус" и не позволять всякому внешнему импринту впечатлений перебивать мои песни.
Я очень впечатляюсь живописью, старыми мастерами, классической музыкой. Есть замечательный список "44 сознательных существ" - пробужденных духовно композиторов, поэтов, живописцев... Иизучая то, что вышло из под их рук, можно немного прочувствовать ткань искусства.
Из фотографов меня впечатляют: Сара Мун, Салли Манн, Тим Уокер - сказочники:)
- Бывает ли, что Вас мучают образы не снятых кадров? Помните ли вы их, и что чувствуете?
Мучают ли... Я перестала охотиться за картинками, планами и мерять все результатом. Никаких упущенных кадров:). К тому же, это скорее репортажная болезнь - страдать об упущенном времени, секунде, моменте. Мои фотографические миры скорее вымышленные, сконструированные моим воображением и снами.
- Какой основной посыл вашего творчества?
Если быть честной, то наверное основной посыл моего творчества - обычная саморефлексия. Я едва ли доросла до автора, который членораздельно говорит речи и поднимает философские проблемы. Я проживаю свои встречи, разлуки,
страхи-желания.
Для меня мои "фотоэкзерсисы" скорее возможность чувствовать жизнь, быть в эксперименте и эволюционировать. Картинки - вторичны. Но если всё же попытаться вывести некоторую смысловую концепцию из моего творчества, то может быть я стучусь в архитипические глубины.
Меня будоражит наличие космосов и бесконечности внутри каждого из нас. Символизм, архаичность, категория времени... Я нахожусь в поиске чудесного. Еще меня привлекает конфликт между природой и воспитанием, переход из животного в ангельское, человеческая возможность эволюционировать и воспользоваться по праву возможностью стать законченным творением.
- Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?
На сегодняшний день, у меня есть две линии развития. Одна из них - коммерческая деятельность. Я понемногу ухожу из частного заказа в рекламные сьемки. Рекламные сьемки как часть артового видения - нешаблонно, европейски, насколько это позволит формат русского заказчика, и насколько у меня хватит моего скромного таланта:)
И вторая ветвь моего развития - это ручная печать, авторские отпечатки и создание небольшой галлереи. Я хочу становиться искусством и уверовать в то, что для меня это возможно:)
Ну в конце-концов почему бы и нет? Я полна внутренними смыслами и постижениями, мастерю по-тихонечку, коплю золотые песчинки. Процесс ручной печати - все эти пленки, возня... Скорость немного другая, такие работы медленно вырастают, как мох на скале, проэтому неизвестно что поспею:)
- Если бы вы могли поработать с любым человеком в мире (ныне живущим или нет), то с кем?
Поработать с человеком.. поработать.. с человеком..
Мне интересны люди. Меня очень вдохновляют люди, живая вибрация, взаимная катализация. Я могу точно сказать, что мне неинтересно творить безпредметно, в моих сказках всегда есть персонаж. Я вдохновляюсь людьми.
Выделить какого-то особого персонажа вот-так-вот естественным путем не удаётся. Я встречаю разных персонажей и наблюдаю человеческую природу как процесс.
Может быть мне было бы "волшебно" повстречаться с Моцартом, Гофманом, Леонардо да Винчи, я была бы счастлива побыть в поле таких людей и понаблюдать уровень бытия "существ такого порядка".
- Спасибо, Яна за исскренние ответы и невероятную самоотдачу, которая чувствуется в каждом вашем фотоснимке. Известный человек сказал о музыке Бетховена, что "слушая её, невозможно довести революцию до конца..." Так и ваше творчество не может не повлиять на зрителя - оно воспринимается душой и будит внутри целую палитру ощущений.
Редакция Russia ART News желает вам творческих успехов и свежих авангардных идей. Пусть красота, на пути спасения мира, сделает жизнь каждого немного красочнее и осознаней.
Смотрите больше фотоснимков Яны Стриж на её страничках в социальных сетях: Инстаграм, Вконтакте.
Вам будет интересно:
О ЧЕМ ВЕЩАЕТ ЛАОКООН: ТАИНСТВО ФОТОРАБОТ АРТЁМА АРУТЮНОВА
ИМПРЕССИЯ МАЗКОВ И СЕРДЦЕ ГОРОДОВ В УДИВИТЕЛЬНЫХ КАРТИНАХ ДАРЬИ ВОРОБЬЕВОЙ
МИР ДЕТСТВА: ПРЕЛЕСТНЫЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА-ИМПРЕССИОНИСТА ВИКТОРА ЗУНДАЛЕВА