Библиотекари и писатели возмущаются — кто открыто, кто не очень — по поводу разрушения детских библиотек. Массовое увольнение специалистов, проработавших более 20 лет, дошло почти до 50%. За последние годы зарплаты сотрудникам не повышались ни на копейку, а фонды в большей степени пополняются иностранной, не всегда качественной литературой. Заказывают ее не библиотекари, а так называемая Московская дирекция по развитию культурных центров. К чему это приводит — рассказывает детский писатель, член Союза писателей России Геннадий КИСЕЛЕВ.
Как автор я постоянно провожу бесплатные творческие встречи в библиотеках, детских домах и школах, где собираются ребята от 7 до 14 лет. В этом возрасте закладывается нравственность.
Импортный суррогат, которым сегодня забиты библиотеки, не имеет к этому отношения, а, скорее, играет отрицательную роль. В то время как количество произведений великой русской литературы в библиотеках резко уменьшается.
Детские библиотеки умышленно разрушаются. Хотя они — единственные из бесплатных институтов культуры. В них надо создать благоприятные условия для досуга родителей и их детей. Для этого можно проводить мероприятия с интересными людьми: писателями, художниками, музыкантами, актерами...
Библиотека должна иметь хорошие книжные фонды. Увы, библиотекари сегодня лишены возможности комплектовать литературу и периодические издания в объеме, требующемся для удовлетворения запросов, в первую очередь детей.
К примеру, «Детская Роман-газета» — журнал, особенно востребованный в библиотеках и школах. По нему проводят внеклассные чтения, его обсуждают на классных часах. Юные читатели коллективно участвуют в «Страничке детского творчества»: присылают в редакцию свои стихи и рисунки. Каждый номер прочитывался огромным количеством ребят.
Прочитывался, поскольку на сегодняшний день не выделено ни копейки на подписку журнала для детских библиотек. Естественно, тираж его резко упал, поставив под угрозу сам факт существования издания. Каждый раз, когда иду на встречу с ребятами, я выпрашиваю в редакции, а иногда покупаю журналы, чтобы подарить их детям. Вы бы видели, какой радостью начинают светиться детские лица, с каким интересом его разглядывают и читают.
Это касается практически всех журналов для детей нашей страны. Я писал президенту Владимиру Путину письмо о плачевном состоянии старейшего детского петербургского журнала «Искорка». Мое обращение ушло в песок: питерские чиновники отделались дежурной отпиской.
В чем же причина такого положения дел? Три года тому назад в Москве прошла так называемая централизация — глобализация. Вообще-то, библиотеки были централизованы еще в 1970-е годы. Все было отлажено и хорошо работало. Нет, надо было все разорить и заново создать огромные системы, в которые вошли все библиотеки в округах, теперь практически неуправляемые. Это организовали под красивым словом «оптимизация», под прикрытием которого произошло сокращение штатов практически на пятьдесят процентов. В том числе выгнали на улицу профессионалов, отдавших делу десятки лет.
Вследствие чего резко снижен престиж библиотечного работника, самой профессии — библиотекарь. Еще это связано с низкими зарплатами, повышение которых не проводилось уже несколько лет.
Несколько лет назад в Москве создали непонятный центр (Московская дирекция по развитию культурных центров). Для чего? Подобного монстра нет ни в одном городе России. Это дополнительные расходы, на которые, как ни странно, денег никогда не жалко. Центр взял на себя «руководство библиотеками», и к нему перешла функция комплектования книжных фондов библиотек.
Если раньше библиотеки сами формировали книжный фонд и все новинки отечественной детской литературы занимали достойное место на книжных полках, то сегодня так называемый центр на это не выделяет ни гроша, предлагая взамен сомнительные поделки зарубежных авторов.
Да, в библиотеки внедрились новые технологии. Но ни одна машина не может заменить человека, библиотекаря, который является и педагогом, и психотерапевтом, и вообще многостаночником. К нему идут читатели — за книгой, советом, поддержкой...
В библиотеках теперь есть сайты, электронные каталоги, виртуальные справки, национальная электронная библиотека, президентская библиотека. Но электронный носитель не может заменить книгу, поскольку только бумага передает энергетику одного человека другому. Бумажный носитель должен оставаться наряду с электронным.
Книги и журналы сегодня дорогое удовольствие, для подавляющего большинства наших семей это накладно. Поэтому особое внимание нужно уделить комплектованию книжного фонда периодическими изданиями. А они оказались запрещенными, другого слова тут не подобрать. Библиотеки теряют своего читателя, для которого важна печать.
В классическом понимании библиотека существует тысячелетия. Разрушение библиотек равнозначно разрушению государства. Классический тому пример — варварское уничтожение Александрийской библиотеки. Кто знает, насколько в своем развитии отстало человечество после подобного преступления.
Наша библиотека должна быть русской, а не иноземной. Не знаю как, но этот вопрос необходимо решать, пока не поздно. И решать его должны работники библиотек, а не чиновники, большинству которых наплевать на все, кроме личных интересов и, судя по многочисленным публикациям, откатов.