Фрида Кало: картины написанные болью

Творчество Фриды Кало — это ежедневник боли, где художница выворачивает душу наизнанку, чтобы стойко вынести, преподносимые судьбой, испытания. В автопортретах Фриды вся её жизнь: непрекращающаяся боль в позвоночнике, предательство мужа, прославленного художника Диего Риверы, невозможность стать матерью, потеря ноги и ощущение близости смерти. Тем не менее художница никогда не здавалась, умела прощать и видеть красоту в обыденных вещах и в не самых лучших людях.

RUSSIA ART NEWS хочет вспомнить о Фриде, в честь её 110-летия. Как о женщине которая объединила в себе крайнюю чувствительность  и величие  духа.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). 

В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 девушек. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас».    

17 сентября 1925 года жизнь Фриды изменилась раз и навсегда. В обычный день она вместе с приятелем села в обычный мексиканский автобус (весьма «хлипкий», с деревянным стенками) и отправилась по своим делам. Автобус столкнулся с троллейбусом. Из пассажиров больше всех пострадала Фрида. Она получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. 

фрида2

Обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом, она могла шевелить руками, и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. А еще — зеркало. Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет. Почему она изобразила себя? Потому что на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела. «Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» — позже скажет художница.

Фрида постепенно снова начинает ходить, много рисует. Увлекается коммунистической идеологией — в те годы в Мексике это течение было невероятно модным. На одной из вечеринок Фрида снова столкнулась с Диего Ривера, вскоре стала его любовницей, а потом и женой. 

Брак Риверы и Кало был непростым — Диего постоянно изменял, хотя и клялся жене в любви. Даже на свадьбе Фрида была вынуждена терпеть присутствие нескольких его бывших любовниц. Своих измен художник никогда не скрывал и никогда за них не извинялся. Эту любовь она называла одной из двух катастроф в своей жизни. Первая — это та самая авария.

фрида6

В 1937 году, когда Фрида и Диего уже вернулись в Мексику, они приютили у себя опального Льва Троцкого. Оба восхищались «трибуном русской революции». По слухам, между Кало и Троцким даже вспыхнул роман, но доказательств у этой истории практически нет. Как нет и доказательств причастности Фриды к смерти Троцкого — но и такие слухи периодически появлялись.

Фрида умела очаровывать: по воспоминаниям современников, она, несмотря на почти не прекращающиеся боли и новые и новые операции, которые требовались для поддержания ее здоровья, любила шутить, веселиться, хохотать до изнеможения, закатывала вечеринки, пила, курила и вовсе не стремилась соблюдать рекомендации врачей. Грусть, тоска, нереализованные надежды — все это она оставляла своим картинам.

фрида5

Кало мечтала о ребенке, но слабое здоровье так и не позволило ей выносить и родить. Фрида пишет себя на больничной койке, а снаружи — летящие, но связанные с ней пуповиной — находятся нерожденный эмбрион, сломанные тазовые кости, увядший цветок и другие предметы, символизирующие для нее невозможность материнства.

фрида1

В 1939 году в Париже проходит выставка мексиканского искусства, и главным ее открытием становятся полотна Фриды — одну из картин приобретает Лувр!

Тогда же Фрида узнает, что муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной, и пишет одну из своих самых знаменитых картин. 

фрида4

Фрида закатывает Диего скандал, уезжает и пускается «во все тяжкие». Изменяет пока еще мужу с мужчинами и женщинами, и это ужасно раздражает Риверу. 1939 году он просит о разводе. Но не проходит и года, как они снова вступают в брак: на этот раз на условиях, поставленных Фридой. Среди них — полное отсутствие между супругами сексуальных отношений. Диего соглашается.

В 1953 году готовятся открыть ее первую персональную выставку в Мексике, что для такой патриотки, как Фрида — великое событие. Вот только к тому времени она уже не может встать с постели: у художницы развилась гангрена и ей ампутировали часть правой ноги. Но она не может  не приехать — и Кало вносят в зал на носилках, которые помещают на подготовленную для нее прямо в центре зала кровать. Художница открывает выставку.

Меньше чем через год, после персональной выставки Фрида умирает от воспаления легких. Ее последние слова: «С радостью жду ухода... И надеюсь никогда больше не вернуться...». И ее последняя картина Viva le Vida.

фрида7

Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые друзья Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки, и её смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось.

Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств.

С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем её памяти.

В 2002 году на экраны вышел фильм «Фрида», где роль художницы исполнила Сальма Хайек. Фильм номинировался на «Оскар», а еще — породил новую волну обожания художницы. Сейчас ее работами вдохновляются топовые модельеры, ее картины продаются за рекордные деньги («Корни» на Sotheby’s оценили в 7 миллионов долларов), ее имя — в марках одежды, текилы и даже пива, а ее портрет появился на одной из мексиканских денежных купюр.

06.07.2017


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *