"Отец русского футуризма" имел не менее талантливую сестру

«Людмила Бурлюк, родившаяся в 1885 году, проявила необычайные способности к рисованию в возрасте 13 лет», — писал в своих воспоминаниях Давид Бурлюк. «Летом 1902 года в Золотой Балке на Днепре, в Херсонской губернии, она рисовала обнажённой свою служанку, Дуняшу, и наши гости, Исаак Бродский и Николай Мартыщенко, студенты Императорской Академии искусств, были удивлены. Было решено, что Людмила будет сдавать экзамены в Академию этой же осенью.
 
первый рисунок
Диплом Академии давал множество привилегий, статус, стипендию и возможность учиться в Европе, получая хорошее денежное пособие. <…> Людмила успешно сдала экзамены и была зачислена в группу из 15 студентов, которые поступили без рекомендаций от провинциальных художественных школ и училищ». 
 
второй рисунок
В том году в Академию поступал и сам Давид Бурлюк, однако он провалился то ли на рисунке натурщика, то ли на натюрморте, получив место в конце зала и не сумев достаточно хорошо разглядеть предмет рисования единственным глазом.
«Людмила училась в Академии с большим успехом в зимний сезон 1902−1903 годов и продолжив обучение в 1903—1904 годах», — продолжает Бурлюк. «Осенью 1904-го она была зачислена в студию профессора Ционглинского. Весной 1905 года манера её живописи начала изменяться; мой брат Владимир и я начали использовать в своей живописи яркие и чистые цвета, и она, путешествуя на юг с берегов Невы через Москву, неоднократно посещала собрания братьев Морозовых и Щукина. Отношение профессоров Академии к её работам немедленно ухудшилось, однако весной 1906 года ей была оказана честь — она была приглашена в объединение „Мир искусства“ Сомовым и Серовым. Людмила также принимала участие во множестве организованных мной выставок, представив много холстов. Последней выставкой, в которой она приняла участие, была „Стефанос“ в Москве, в 1907 году. В феврале 1908 года она вышла замуж за скульптора В.В. Кузнецова… Кузнецовы были дружны с Ремизовыми, Мережковским и сёстрами Гиппиус. Все они были архаистами,ненавидящими всё новое, и вскоре Людмила стала относиться к нам как к „чужакам“. У Людмилы с Кузнецовым было четверо детей: Илья (1908), Кирилл (1912), Даниил (1914) и Василий (1915). Двое из них, Илья и Даниил, погибли во время Второй мировой войны, а Василий сошёл с ума в немецком плену. Кирилл стал архитектором и жив сейчас (Бурлюк писал эти воспоминания в начале 1960 — прим. автора), Людмила жила с ним в Москве в 1947 году».
третий рисунок

…Тут Давид Давидович ошибается — несколько послевоенных лет Людмила Давидовна прожила с Кириллом и его детьми,Алексеем и Олегом, в Ленинграде. Я получил несколько писем от их соседей по ленинградской коммунальной квартире — Григория Романовича Ильмера и Евгения Львовича Барсука, подробно описывающих эти годы.Людмила действительно участвует практически во всех выставках, которые организует или в которых принимает участие неистовый Давид Бурлюк.
 
четвертый рисунок
Людмила с братьями принимает участие в открывшейся 26 февраля 1906 года в зале Дворянского собрания на Николаевской площади в Харькове «VII выставке картин Общества харьковских художников в пользу голодающих», активное участие в организации которой принял Давид Бурлюк. Работы Людмилы были тогда подвергнуты разгромной критике со стороны харьковских журналистов, не привыкших ещё к авангардным работам — а Людмила в то время находилась под влиянием импрессионистов. По словам самого Давида Бурлюка, ранней весной 1906 года Людмила уже видела Щукинскую коллекцию и грезила Сезанном,«впрочем, эти грёзы сливались с твёрдой, талантливо перенятой выучкой болота академизма». В октябре того же 1906 года все Бурлюки участвуют в «XVII выставке картин Товарищества южно-русских художников» в Одессе, на Софиевской, 5.
пятый рисунок
Согласно каталогу, Владимир выставил один этюд,Давид — шесть, а Людмила — четыре этюда. На рубеже 1906−07 годов все Бурлюки приняли участие ещё в двух выставках. Это были «IV выставка картин «Союза русских художников» в Петербурге и «Blanc et noir» в Харькове. И если реакция петербургских критиков была, как обычно,довольно негативной, то харьковские журналисты отметили удачные портреты работы Людмилы Бурлюк. И на последующих выставках критика будет благосклонно относиться к портретам,выполненных Людмилой. Она останется прекрасным портретистом до конца своих дней.
20.09.2016


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *