Топ-100

«Пьеро русского неоклассицизма»: русский живописец Василий Иванович Шухаев

«Пьеро русского неоклассицизма»: русский живописец Василий Иванович Шухаев (1887 — 1973)

Событий его жизни хватит на многотомную эпопею и несколько киносценариев. 

Его благодарные ученики прославлены на весь мир. Его работы стоят за миллион долларов. 

Его называют одним из лучших иллюстраторов Пушкина. Но имя его, увы, не сказать что на слуху.

 
 
 

Василий Иванович Шухаев родился 12/24 января 1887 года в Москве в семье бывшего крестьянина деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии. Родители его обосновались в Москве за несколько лет до рождения сына; Иван Шухаев работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца.

В 1897 году Василий Шухаев поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище, занимался у К. А. Коровина, И. И. Нивинского, И. В. Жолтовского, С. В. Ноаковского.

 


Василий Иванович Шухаев (1887 — 1973)
Автопортрет, 1922
Париж

 


Художник Александр Яковлев. Портрет Василия Шухаева в студии. 1928
Холст, масло
131 × 97

 


Борис Годунов. Фронтиспис к изданию трагедии «Борис Годунов»
В. И. Шухаев. 1924, Париж
Картон многослойный, гуашь, бронзовая краска.
39,8 × 32,5
Всероссийский музей А. С. Пушкина
После успешного окончания класса чеканки Строгановского училища и получения звания ученого рисовальщика, что давало право преподавания рисунка и чистописания в средних учебных заведениях, Шухаев намеревался работать, так как после смерти родителей средств на дальнейшее образование не было. Неожиданно художник узнает о завещании деда, по которому ему полагается определенная сумма денег. Это позволило Василию продолжить учебу, и Шухаев поступает в Академию Художеств в Петербурге.

 
 

Слева: Портрет Анны Павловой, 1921
Справа: Портрет Дарьи Каменка, 1924, частная коллекция
Шесть лет (1906−1912) он постигает сложное мастерство живописца, из них четыре года в мастерской профессора Д. Н. Кардовского. Метод преподавания Д. Н. Кардовского строился на бережном отношении к природному дарованию ученика.

При этом полная свобода поисков и экспериментов сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. Огромное значение в мастерской Кардовского придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка, совершенствованию технологических приемов

Эти принципы Шухаев пронес через все свое творчество — художественное и педагогическое.

 


Натурщик
Конец 1900 – начало 1910-х
Кардовский во многом предопределил направление творческих поисков молодого художника, привил ему интерес и любовь к искусству старых мастеров.

В дипломной работе Шухаева «Вакханалия» (1912) прослеживаются многие черты, характерные для старых мастеров, и особенно заметно влияние Рубенса.

В Академии Художеств картину оценили по-разному, но она заслужила положительную оценку самого А. Н. Бенуа, непререкаемого авторитета того времени, и, по его рекомендации, двухлетнее оплаченное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме.

 


В. Шухаев. Портрет Ларисы Рейснер - Красная роза революции. 1915
Музей Серебряного века в Доме В. Я. Брюсова
Общение с Кардовским не прекратилось с окончанием учебы в Академии Художеств (1912).

В июле 1911 года Шухаев женился на студентке живописно-скульптурного отделения АХ Елене Николаевне Ежовой, и много лет Шухаевы и Кардовские дружили семьями.

Сохранилась переписка В. И. Шухаева с Дмитрием Николаевичем Кардовским и его женой, художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской, датируемая 1913–1914 годами (годы пенсионерской поездки Шухаева в Италию); эти теплые письма говорят об огромной духовной близости Кардовских и Шухаева, который, не выбирая слов и не боясь быть непонятым, делится мыслями и взглядами, рассказывает о событиях и впечатлениях.

 


Портрет Е. Н. Шухаевой 1917
Дерево, масло, золото
194 x 119 см
Государственный Русский музей
Третьим (помимо Василия и Елены Шухаевых) адресантом в этой переписке был художник Александр Яковлев — друг и единомышленник Шухаева со студенческих времен.

Так получилось, что он приехал в Италию немногим ранее Шухаевых, и за два оплаченных года пенсионерской поездки они вместе успели посетить все крупнейшие центры итальянского искусства — от Рима, Флоренции и Венеции, до Сиены, Падуи и Болоньи.

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Александра Яковлева
Закадычные друзья вместе работали над знаменитым двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро». Яковлев писал: «В мае мы с Шухаевым совершили изумительную поездку по Италии и с середины июня основались на ближайшем острове Капри, где полдня сидели в воде, занимаясь гимнастикой, и доводили себя до благородного цвета обитателей острова Гонолулу. Работали мы тут и над пейзажем, над скалами и выполняли давно нами задуманный и разрабатывавшийся портрет, собственно, двойной автопортрет...»

 


Василий Шухаев, Александр Яковлев
Автопортреты (Арлекин и Пьеро) 1914–1962
Холст, масло 210 × 142
Государственный Русский музей
В 1914 году на острове Капри Шухаев и Яковлев пишут картину -двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро»: смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин — Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро — Василий Шухаев.

Контрастные образы героев словно олицетворяют единство и противоположность материи и духа, земного и небесного. Несмотря на театральный грим и маскарадные костюмы лицедеев в персонажах доминируют достоинство и благородство — качества, традиционно свойственные классическому портрету.

 


Василий Шухаев. Автопортрет (Пьеро) 1914–1962
Холст, масло 210 × 142
Государственный Русский музей
Деталь
Образы комедии дель арте, которые выбрали для себя авторы, по-видимому, имеют основой не только влияние места, но и собственный актерский опыт: в конце 1910 — начале 1912 года Яковлев и Шухаев участвовали в поставленных В. Э. Мейерхольдом пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом Интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н. П. Карабчевского) и «Арлекин — ходатай свадеб» (Дворянское собрание).

Интересно, что Яковлев закончил свою часть автопортрета еще в Италии, Шухаев же неоднократно возвращался к своей — что-то изменял, дописывал. Последний штрих в автопортрете он поставил лишь через много лет, в 1962 году.

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Александра Яковлева
В 1914 году, как раз перед Первой мировой войной, окончилось оплачиваемое время пенсионерской поездки, и Шухаев с женой вернулся в Петроград.

По возвращении он занимался театральными постановками, работал над монументальными эскизами, но главное — рисовал много портретов практически новой для себя сангиной (в Италии он в основном работал маслом, а российские события настраивали на сдержанный тон) — сегодня эту графику в красно-коричневой гамме относят к вершинам отечественного портретного жанра.

 


Портрет Варвары Григорьевны Стахеевой 1920 – 1930-е
Бумага, картон гуашь 61 x 46 см
В том же 1915 году художник получает приглашение поработать в качестве художника в русской армии. Он с большим воодушевлением едет в лейб-гвардии уланский полк и создает свыше 30 рисунков — портретов офицеров и солдат. Все эти работы, находившиеся в полковом музее в Петергофе, пропали в годы первой мировой войны.

Вскоре Шухаев вновь едет в армию — в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создает цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях».

Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, не была завершена.

Но подготовительные рисунки сангиной к ней не менее выразительны и лаконичны.

 


Полк на позициях 1917
Не окончена
Холст, масло 356 х 460

 


Слева: Ротмистр Г. Л. Сухин. Русский музей
Справа: Ротмистр А. Я. Новов. ГТГ
Рисунки к картине «Полк на позициях» 1916 Бумага, сангина, уголь, пастель

 
 

Слева: Поручик Г. Н. Олефиренко. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Справа: Ротмистр П. В. Палецкий. Русский музей
Рисунки к картине «Полк на позициях» 1916 Бумага, сангина, уголь, пастель
В конце 1916 года Шухаева пригласили преподавать рисунок на Женские курсы высших архитектурных знаний. В атмосфере этого заведения отразились все противоречия времени, множественность взглядов и вкусов. «На педагогических советах шла непрерывная война между сторонниками академических традиций и молодыми художниками, искавшими новых путей».

Вскоре после Октябрьской революции курсы закрылись, но преподавательской деятельности Шухаев не бросил. Он продолжал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств.

Однако и здесь он преподавал недолго: его избрали руководителем мастерской в Академии Художеств.
Художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял И. Е. Репин. От воинской повинности Шухаев, как и многие художники того времени, был освобожден по постановлению Совета народных депутатов. Поэтому он мог свободно заниматься преподавательской деятельностью и заниматься живописью.

 


Мужской портрет 1919
бумага, карандаш, сангина
43.2 x 29.8 cm


В 1917 году в жизни Шухаева произошло сразу несколько важных событий: он вошел в состав общества «Мир искусства» (в следующем году 70 его работ были представлены на выставке общества); в апреле 1917-го Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Луки».

Названное в честь итальянских художественных гильдий эпохи Возрождения, оно было призвано возродить профессиональные традиции старых мастеров и развить идеи неоклассицизма; Общество прекратило существование в 1918 году.

И наконец, в том же 1917-м он получил должность профессора живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР, а год спустя был избран профессором живописного отделения АХ.

До своего отъезда из России в 1920 году Шухаев руководил мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе Академии.

 


Портрет Веры Шухаевой 1920
В январе 1920-го, спасаясь от новой власти, Василий Шухаев вместе с женой Верой (в августе 1919-го он женился вторично — на художнице Вере Фёдоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился еще в Италии в 1914-м) и в компании И. А. Пуни и его жены К. Л. Богуславской по льду Финского залива перешел на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.

 


Финская деревня
Десять следующих месяцев, проведенные им в поселках Райвола и Мустамяки, оказали на манеру и творчество художника довольно сильное влияние.

Пораженный природой северной страны, художник расширяет свой творческий диапазон — впервые из-под его руки выходят многочисленный пейзажи, не как этюды или наброски окружающей местности, но как самостоятельные законченные произведения.

 


PORTRAIT OF A MAN WITH RED BERET (POSSIBLY ROBERTO MONTENEGRO) oil on canvas
Долго пробыть в Финляндии Шухаевым не удалось — заканчивались средства, да и Пуни с Богуславской, пользуясь ее греческими корнями, решили попытать счастья в другой стране.

 


Портрет дамы в шляпке
Конец 1940-х -- начало 1950-х гг.
Бумага, сангина
60 х 41 см
Помощь пришла из Парижа, где в то время жил Яковлев. В 1921 году по его приглашению Шухаевы приехали в Париж, где Яковлев помог другу заняться преподавательской деятельностью: уже через несколько недель после приезда Шухаев начал преподавать в их собственной художественной школе-мастерской на улице Campagne Premiére в 14-м районе Парижа.

В 1926–1930 он преподавал также в Русском художественно-промышленном институте и Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. За неполных четырнадцать лет пребывания во Франции Шухаев создал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ.

Писал в основном жанровые картины, натюрморты, пейзажи — последние, кстати, вылились в одну из самых интересных его серий.

8 октября 1928 года Шухаев писал Кардовским, что лето у него «вышло средним, не очень удачным и не совсем бесплодным» и что он «сделал штук 20 пейзажей маслом».


В начале 1930-х годов Шухаев пишет выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина. Отбрасывая лишние детали, художник помещает в центре композиции крупное изображение головы портретируемого с целью донести до зрителя главное — внутреннее душевное состояние модели. Успех этих станковых работ был велик, их хотели приобрести многие коллекционеры, но Шухаев принимает неожиданное решение вернуться на родину вместе с большей частью своих произведений. В феврале 1935 года он приехал в Ленинград.

 
 

Слева: Портрет Прокофьева. 1932
Справа: Портрет Игоря Стравинского
Жизнь поначалу наладилась, он снова начал преподавать в Академии Художеств — и в Ленинграде и в Москве. Имел даже собственную мастерскую, предоставленную ему АХ.

 

 


Девочка 25 х 30
В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 8 (по другим источникам, 10) лет ссылки.

Супругов отправили в разные места, и лишь через два года, в 1939 году они оказались вместе в одном из магаданских лагерей. До февраля 1939 года Шухаев работал на лесоповале близ поселка Кинжал на Колыме, затем — в ремонтном цехе 4-й автобазы близ лагпункта Стрелка в бухте Нагаева.

И лишь случай, когда начальник колонии обнаружил в его переписке автопортрет, выполненный художником для жены (та писала ему, что не видела его уже так долго, что стала забывать его лицо), помог ему вновь обрести свою профессию.

После того как стало известно, что Шухаев — художник, его назначили оформителем местной самодеятельности. В 1941 году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 — в качестве вольнонаемного).

29 апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания».

Без права проживания в 16 крупнейших городах страны («минус 16»).


Свою помощь в обустройстве Шухаевым предложил режиссер Моисей Вахнянский, с которым художник познакомился в магаданском лагере. Вахнянский пригласил Шухаевых приехать к нему в Тбилиси, и в 1947 году предложение было принято. Первое время семья жила в доме Вахнянского, затем при содействии известной грузинской художницы Елены Ахвледиани у Шухаева появилась своя квартира и мастерская.

 


Мужской портрет 1949
Бумага, сангина, уголь
40 х 31
Московский музей современного искусства
Благодаря протекции известного художника и педагога Е. Е. Лансере, Шухаева приглашают занять должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР.

В 1947–1948 годах работал в Грузинском государственном драматическом театре имени К. Марджанишвили.

 


Подготовительный эскиз к картине «Сталин в Крцанисском ущелье» 1949
Бумага, сангина
37,4 х 37 см
В 1948-м его снова арестовали, но через два месяца отпустили: помогла всё та же Елена Ахвледиани, которая лично обратилась к министру государственной безопасности Грузии Рухадзе. Вернувшись из-под ареста, шестидесятилетний Шухаев написал несколько портретов Сталина, а в 1949-м создал масштабное полотно «И. В. Сталин в Крцанисском ущелье».

 


Портрет И. Сталина. 1936 - 1937 гг.
Автолитография
30 х 21,5 см
В 1949 — 1951 годах Шухаев создает серию графических портретов деятелей грузинской культуры, вновь подтверждая свое мастерство блестящего рисовальщика. На зрителя смотрят умные, серьезные и одухотворенные лица — это лучшие представители творческой интеллигенции.

 


Портрет А. Вепхвадзе 1950
В 1950-1960-е годы художник пишет жанровые картины на тему жизни грузинского народа. В 1962 ему присваивают звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Невероятная работоспособность и любовь к своему ремеслу позволили Шухаеву сохранить свое мастерство. С 1958—1968 годы состоялось 4 персональных выставки мастера.

В 1968 году в залах Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника. И хотя на ней было представлено творчество Шухаева далеко не полным, выставка показала, что в истории русского и советского искусства этот художник занимает особое место.

14 апреля 1973 года В. И. Шухаев скончался и похоронен в Тбилиси.

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Пушкина 1960
Бумага, пастель, сангина

 


Работа В. Шухаева из цикла Пиковая дама

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет А. С. Пушкина, 1960
Бумага, пастель, сангина
87 х 64 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет русского певца Федора Шаляпина
Париж 1934

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Максима Горького

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Владимира Мейерхольда 1922
56.2 × 71.5 см
Масло, Холст

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет С. Т. Рихтера 1963

 

Портрет С. Т. Рихтера. 1951

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет Прокофьева С. С. 1932

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет К. 1926

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)

 


Шухаев Василий Иванович (1887 — 1973)
Портрет С. Н. Андрониковой 1917
Бумага, сангина, графитный карандаш
90 × 65,2
Государственный Русский музей

 


Портрет Гаврила Григорьевича Пайчадзе 1933
Сангина, уголь, бумага
62 х 48

 


Портрет профессора Сарадзе
Конец 1940-х — 1950-е
Бумага, уголь, сангина
72 х 48 см

 


Портрет студентки 1960
Бумага, пастель
29,5 х 21,6 см

 


Портрет пожилой грузинки 1967
Бумага см.техника
52 x 40 см

 


Портрет Веры Федоровны Шухаевой 1920
Холст, масло
Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина, Украина

 


Портрет В. Ф. Шухаевой, 1921 год
Собрание Петра Авена

 


Тройной портрет. Александр Яковлев, Василий и Вера Шухаевы, 1921

 


Портрет В. Ф. Шухаевой. 1970

 


Мужской портрет

 


Мужской портрет 1956
Холст, масло
100 х 80 см

 


Женская голова 1919
Холст, масло
61,5 x 52
Учебная работа. Мастерская В. И. Шухаева

 


Мужская голова 1919
Картон, масло
51,5 x 35
Учебная работа. Мастерская В. И. Шухаева

 


Художники 1950
98×160 см
Масло, Холст

 


Портрет Н. Топуридзе 1956
холст
71 × 93 см

 

Портрет грузинской певицы Надежды Харадзе

 


Автопортрет 1921

 


Автопортрет

24.10.2018


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *
Александр
11.02.2020
Как жаль, сломали судьбу такого человека. Все что до 35 года было просто гениально. Не смог жить вне Родины.