Поймать бельгийского художника и правда не просто: то он делает новые серии работ для выставок по всему миру, то строит сложносочиненные инсталляции для определенных мест (как было не так давно в Королевском музее Брюсселя), то ставит спектакли для международных фестивалей (несколько привозили в Москву).
"После выставки в парижском Лувре в 2006 году, было решено пригласить Фабра, и мы стали искать точки соприкосновения. Но должно было пройти 10 лет, чтобы все состоялось. Хорошая выставка всегда готовится долго", - говорит куратор и завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.
Работы с памятной выставки в Лувре, исследующие связи человека и искусства, жизни и смерти, живописных традиций фламандской школы и современности, тоже вошли в эрмитажную экспозицию: и эмблематичные для художника произведения из жуков и чучел животных, и маски из птичьих перьев, и гиперреалистичные статуи.
Скульптуры, рисунки и инсталляции Фабра, ищущего вдохновения у старых мастеров, в частности, у своего земляка Питера Пауля Рубенса, разместились сразу в двух пространствах музея - в Зимнем дворце, среди классических шедевров разных веков, и в новом здании Главного штаба, где в 2014 году проходила международная биеннале современного искусства Manifesta.
В Эрмитаже Фабр предстает своего рода рыцарем культуры, который приходит в музей, как на алтарь, чтобы преклонить колено перед искусством. Об этом неоднократно говорил Дмитрий Озерков, об этом и видеоперформанс, который художник записал за несколько месяцев до открытия, когда приезжал в музей и разгуливал там в средневековых рыцарских доспехах по залам.
Однако, спустя три недели после открытия в интернете начался скандал. Совсем как в 2012 году на выставке братьев Джейка и Диноса Чепменов, когда некая группа православных активистов обвинила музей в экстремизме и написала под копирку, как тогда заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сотню с лишним доносов в прокуратуру. "Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть", - отмечал тогда Пиотровский. Похожая ситуация и сейчас, пока без заявлений в прокуратуру, а лишь со сбором подписей в интернете за закрытие выставки и категорических "экспертных" заявлений в соцсетях. Неприятие и непонимание современного искусства теперь маскируется под защиту животных - авторов петиций возмутили инсталляции "Карнавал мертвых дворняг" и "Протест мертвых бездомных котов", в которых использованы чучела животных.