Топ-100

В Москву! Едем смотреть выставки Мунка, Бэкона, Репина и Пепперштейна

Среди причин поехать в Москву на майских праздниках, самая весомая — выставки. Крупные музеи привлекают очереди громкими именами: Мунк, Бэкон, Репин, а маленькие галереи — темами, превратившимися в мемы. 

Эдвард Мунк

«Крика» Мунка для современного искусства — как «гоголевская шинель» для русской литературы: картина повлияла на всех, от Энди Уорхола до Марины Абрамович. Поп-культура оприходовала образ в фильмах ужасов и даже эмодзи. У культовой картины, как и у «Черного квадрата» несколько живописных версий и множество графических вариаций, в Москве покажут рисунок 1883 года — это первый вариант «Крика». Само собой, наследие Мунка куда шире, благо московская выставка дает его оценить: привезли 60 живописных и 40 графических, в том числе поздние работы, бонусом — фотографии художника. Центр экспозиции расположился цикл картин «Фриз жизни», который он задумал как отражение всех аспектов человеческой жизни, куда кроме «Крика» входят «Танец жизни», «Поцелуй», «Пепел» и «Вампир», где загадочная рыжеволосая женщина то ли обнимает возлюбленного, то ли «пьет» его кровь.


Третьяковска галерея
Лаврушинский переулок, 12
Купить билеты
до 14 июля

 
 

Люсьен Фрейд. Девушка с котенком. 1947 год. Из собрания Tate

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

С Фрэнсисом Бэконом в Петербурге знакомы — 4 года назад Эрмитаж показал его холсты в обрамлении искусства, которое британца вдохновляло — древнеегипетские артефакты, Рембрандт, Ван Гог. В Пушкинском выгоднее всего представлены его масштабные триптихи с биоморфными кошмарными существами в ярко-алом и лиловом оттенках. Люсьена Фрейда (кстати, внука Зигмунда Фрейда), судя по рунету, в России знают по изображениям полных спящих женщин, но на выставке толпа собирается у полотна с обнаженным мужчиной и портретом бывшей жены художника, нежно удушающей котика. Кроме  имен, вынесенных в название, выставляют 8 британских авторов середины 20 века, условно объединенных термином «Лондонская школа», который придумал художник Р.Б. Китай. Что было у них общего? «Лондонцев» интересовала фигуративная живопись во время торжества абстракционизма, а в их работах вибрирует ощущение тревоги и уязвимости человеческой жизни после Второй мировой войны. Советуем приглядеться к Майклу Эндрюсу: идиллический портрет с дочерью во время купания напоминает сцену из мистического триллера — почти «Твин Пикс».


Пушкинский музей, основное здание
до 19 мая

 
 

Павел Пепперштейн
«Человек как рамка для ландшафта»

Павел Пепперштейн — главный мистификатор российской арт-сцены, который, кстати, придумал термин «совриск» для того, чтобы над ним издеваться. Слово вошло в обиход и используется неосведомленной публикой без всякой ироничной коннотации. Павел родился в семье московского концептуалиста Виктора Пивоварова и перенял у старшего поколения умение делать тотальные инсталляции и тонкую абсурдную графику. Сам он работает уже не с образами советской действительностью, а с массовой культурой и собственноручно созданными мифами. Выставка в «Гараже» — это альманах мифотворчества художника, и если большинство работ сложно расшифровать без чтения книг Пепперштейна (или хотя бы знакомства с его внушительным oeuvre), то две центральные инсталляции впечатляют сами по себе. В затемненном фантазийном мавзолее Павел кладет Ленина в хрустальный гроб рядом с красавицей-блондинкой, а зал заседания мировых лидеров оформляет флагами с пестрыми цветочными паттернами, как на типичных советских тканях для платьиц и халатов.


Музей современного искусства «Гараж»
до 2 июня

 
 

Не ждали. 1884–88 годы. Из собрания Третьяковской галереи.

Илья Репин

К 175-летию со дня рождения Репина большую выставку анонсирует к осени Русский музей, а пока часть работ из его собрания гостит на юбилейной ретроспективе в Третьяковской галерее: 170 полотен и 130 графических листов из 35 частных и музейных коллекций разбиты на 14 залов по хронологическому и тематическому принципам. Наследие Репина «расчленили» на главы: «Академия художеств. 1864-1872», «Смех и танец. Энергия жизни», «Предчувствие революции. 1900-1910-е», «Судьба творческой личности» и так далее. Все хрестоматийные образы из учебников вроде «Не ждали» и «Бурлаки на Волге» в наличии, нет только картины «Иван Грозный и его сын» — в прошлом году ее повредил нетрезвый посетитель, которому на этой неделе дали 2,5 года колонии. Кроме российских столиц выставку покажут еще и в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки.


Новая Третьяковка на Крымском валу
билеты можно купить ТОЛЬКО в предпродаже на сайте музей
до 18 августа

 
 

Пассажирка, из цикла «Рейсовый автобус», 1984 год

Семен Файбисович
Ретроспектива 

Не хватило «номерков» на Репина? В том же здании — ретроспектива Семена Файбисовича, большого ныне живущего художника, приуроченная к 70-летию. Выставка — летопись московской жизни от советских времен до наших дней бе прикрас: в понятной широкому кругу стилистике гиперреализма художник показывает бомжей, милиционеров, уснувших в метро работяг, жителей городских окраин, пьяниц и известных литераторов. В середине 90-х Файбисович живопись бросил и ушел в литературу, из визуального оставив только занятия фотографией, инсталляции и видео, но в нулевые опять вернулся к своему фирменному фотореализму. Видеоинсталляция 2001 года «Узел под соснами. Двойной сеанс» на выставке представлена наравне с холстами. Петербуржца может ущемить высказывание художника о нелюбви к Питеру из-за «казарменности организации городского пространства города», но лучше не ущемляться, а использовать поход на выставку как знакомство с «другой» Москвой, без лоска и блеска.


Новая Третьяковка на Крымском валу
до 28 июля

 
 

Константин Андреевич Сомов. Арлекин и дама. Из собрания Третьяковской галереи, 1912 год

Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин

Ожидание персональной выставки Константина Сомова в Русском музее в этом году скрашиваем поездкой в Третьяковскую галерею, где хранится самая большая коллекция графики художника. Вместо ретроспективы к 150-летию — тройная экспозиция, где к Сомову добавили еще двух мирискусников — Сапунова и Судейкина, назвав всех троих «арлекинами». Этот персонаж итальянского народного театра, Commedia dell'arte, по мнению кураторов, стал не только героем работ, но и своеобразным альтер-эго всех трех художников. Все трое придумывали декорации и эскизы к спектаклям, занимались «дизайном» книг и афиш, хотя слова «дизайн» тогда еще не существовало, искали формы, сюжеты и стилистические приемы в прошлых эпохах.


Третьяковская галерея
до 19 мая

 
 

Dagnini. 1993 wmv

Данини
ДИСК (D:)

Петербургская художница и дива Наташа Данини стирает пыль с  волшебного мира Windows 95–98: скрепочку-помощника, множащиеся окна, рисунки в «пейнте» и игру «сапер» она перемешивает с реалиями российской политики 90-х. Эстетика старой «винды» накладывается на образы, знакомые каждому россиянину: вот горящий в 1993 году Белый дом, а вот Ельцин говорит с экрана телевизора свое сакраментальное-предновогоднее «я устал, я ухожу». Выходит ностальгический пост-интернет с коврами, вышитыми Данини вручную, на которых шишкинские пейзажи живут в одной визуальной реальности с заставкой Windows. Галерея Fragment, с которой работает художница, находится в арт-кластере Cube, прямо напротив Кремля, где выставок молодых петербургских авторов проходит больше, чем в самом Петербурге. Поэтому, покупаем билеты на «Сапсан» не только ради «блокбастеров» Третьяковки, но чтобы поддержать solo show «наших»: Данини, Дениса Прасолова и Matiush first.


Fragment Gallery 
Тверская улица, 3 
до 19 июня

 
 

Эскиз скамьи-ларя-торшера для парадной столовой городской усадьбы Морозовых на Спиридоновке, архитектор Ф.О. Шехтель, 1893–1897 годы

«Эпоха модерна»

Музей архитектуры празднует 160-летие архитектора Шехтеля выставкой «Эпоха модерна». Это попытка объять необъятное, то есть собрать в одном пространстве архитектурные эскизы, мебель, предметы интерьера, графику и афиши ар-нуво в отечественном изводе. Среди важных экспонатов: архитектурная графика Шехтеля, керамика и макет Казанского вокзала. Московские арт-критики утверждают, что «чистого» модерна показали недостаточно, больше внимания уделив неоготике, нерусскому и прочим «историческим» стилям, которые были в ходы на рубеже 19 и 20 веков. Советуем начинать погружение в мир московского модерна прямо с порога Ленинградского вокзала — по соседству с ним расположился Ярославский вокзал, созданный как раз Федором Шехтелем, чья творческая биография и трагическая судьба, кстати, достойна отдельной выставки, без всяких «эпохальных» контекстов.


Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
до 8 сентября

 
 

KOMAR & MELAMID

Виталий Комар и Александр Меламид — как Дольче и Габбана российского искусства, проработали вместе около 30 лет (и в Союзе и в США) и создали очень веселое и саркастическое искусство. В 1974 году они организовали несанкционированную выставку художников-нонконформистов под открытым небом на пустырь в московском Беляево, которая закончилась не успев толком начаться — в истории осталась как  «Бульдозерная».Тогда же в 70-е они вместе с Владимиром Паперным сочинили «Манифест соц.арта», так появился «соц арт» — постмодернисткий стиль, иронизирующий над языком официального искусства. Важная работа дуэта на выставке в ММОМА — «Выбор народа» 1994 года, придуманная на основе  социологического опроса жителей 17 стран на тему «Самая желанная и нежеланная картина». По результатам исследования художники создали создана полотна, отвечающие представлениям о самом прекрасном и ужасном образе в искусстве для каждого народа. «Фоторобот» вкусовых предпочтений россиян такой: приятнее всего смотреть на пейзаж с лесом, голубым небом и рекой на фоне которого сидит Иисус, играют дети и медведь, а вот абстракцию в духе классиков русского авангарда сограждане на стену не повесят.


ММОМА
Петровка, 25
до 20 мая

 
 

История Интуриста в советском туристическом плакате. Из частных собраний

Плакаты Интуриста, которыми в Советский Союз прилекали зарубежных туристов — не только исторический артефакт, но и шедевры дизайна. Плакаты 30-х годов на первый взгляд не отличить от такой классики ар-деко, как рекламные постеры Адольфа Кассандра, создателя логотипа Yves Saint Laurent. Экспозиция состоит из плакатов, проспектов, листовок и брошюр 1930–1970х годов, нарисованных компанией для зарубежного зрителя, а также из предметов из фондов Музея Москвы — курортных фотографий и вещей советских путешественников 1960–1980х годов. 


Музей Москвы
до 19 мая

 

 
16.05.2019


Поделиться:
Комментарии
Имя *
Email *
Комментарий *